ТИКСИ 2021 PROдолжение приключений в Арктике с командой PROфессионалов
PROлог: «Итак, прошел год с момента участия в автоэкспедиции по зимникам в г. Певек, самый северный город России на Чукотке, расположенный на берегу Чаунской губы Восточно-Сибирского моря Северного Ледовитого океана. Этот год был непростым для всех, пандемия короновируса перевернула с ног на голову привычный образ жизни для многих, закрылись границы, казалось, что мир стоит на пороге апокалипсиса. Сейчас, в марте 2021, все видится в более благоприятном свете — появились вакцины, границы постепенно открываются, хотя и сохраняется некая дистанцированность и напряжение. К чему все это, да к тому, что просидев часть прошлого года дома, начинаешь ещё больше ценить возможность встреч с близкими людьми, друзьями, родственниками и возможность путешествовать. И, вот снова Арктика — экспедиция на машинах по зимникам по морю Лаптевых в поселок Тикси на 72 параллели. Само название Тикси очень символично и в переводе на русский означает «Бухта встреч». Встреча с неповторимым, холодным и манящим севером, встреча с участниками, с которыми покоряли Чукотку, встреча с
***
Часть 1. г.Якутск — путь к «Бухте встреч»! В этот раз составу экспедиции можно смело присвоить статус международной, поскольку, помимо участников из городов и регионов России (г. Хабаровск, г. Москва, г. Уфа-Республика Карелия, г. Барнаул) присутствовали представители Республики Беларусь и гражданин Бельгии. Этакая команда «Мультифрукт», как окрестил нас в дороге один из проезжающих. Стартуем в районе 9 час утра 11 марта 2021 г. из пос. Нижний Бестях на трех подготовленных экспедиционных автомобилях Тойота Лэнд Крузер Прадо (76/78) с двумя прицепами в следующих составах: Экипаж 1 (раз) — руководитель Юрочкин младший, Костя, Оля и Вероника; Экипаж 2 (два) — Юрочкин старший, Владимир, Дмитрий и Алексей; Экипаж 3 (три)- активные путешественники на своем авто, семейная пара из Хабаровска Владимир и Наталья. Большую часть участников, уже смело можно назвать бывалыми, с
Проехали перевалы Малый и Большой Ольчан, открылись красивые виды на северную Якутию – хребет Сунтар-Хаята. В районе 17 час. доехали до с. Тополиное, где заканчивается всесезонная дорога и начинается зимник. Благодаря главе местной администрации в нашем распоряжении оказалась 2-комнатная ведомственная квартира с горячей водой и туалетом. Дом 2-х этажный полузаброшенной, жилых квартир треть, в остальных нет окон, но само село производит благоприятное впечатление, вокруг взамен бараков активно идет процесс реновации — строятся современные дома на сваях, выделяется яркий новый детский сад, хорошее освещение улиц. По приезду посетили местный краеведческий музей, посвящённый быту оленеводов и истории возникновения поселения. Основное население — это эвены, которые занимаются оленеводством, часть работает в совхозе, это примерно 180 чел, ещё 3 семьи ведут свой бизнес. В советские годы совхоз был миллионером, поголовье оленей составляло более 21 тыс. голов, сейчас чуть более 1000 голов, проводится день оленевода. Правда поразило то, что оленина для самих жителей поселка, кто не занят в оленеводстве стоит в районе 500 руб. за кг, привозная в районе 400 руб. за кг. По сравнению с соседней Чукоткой, где объективно цены выше, та же оленина стоит в два раза дороже. Например, кг оленины в муниципальном магазине в Билибино стоил 265 руб. за кг., банка тушенки из оленины 325 гр. -160 руб. А все потому, что на Чукотке есть список продуктов с дотацией от государства и фиксированной ценой. 13 марта, после заправки в с. Тополиное (цена ДТ 61-50 руб.) и плотного завтрака в аутентичном кафе в форме чума (балагане) «У Петровича» местными деликатесами, включая оленину, салат индигирка (мороженная рыба с луком и специями) выехали к началу зимника на лед притока р. Томпо. Немного проехав уперлись в наледи и решили не рисковать, объехать сомнительный участок верхом. Остановившись на пригорке для фотосессии наблюдали за движением грузовиков по наледям, две фуры прошли, а третья хоть и неглубоко, но провалилась. Похвалили себя за благоразумие и поехали дальше.
Спустившись к р. Делинья встретили колонну из трех большегрузов, в том числе был тот, что застрял в наледи. Один из большегрузов заинтересовал и вызвал улыбку на лицах наших мужчин тем, что вез автомобиль кабриолет Лексус в Батагай, где дорога понятие весьма условное. Оказалось, что в Батагае уже есть один суперкар – Шевроле Камаро и
И такое бывает в пути! Двигаясь дальше по кочке внимательно следим за координатами в навигаторе и ждем отметку — 66'33'44, обозначающую символичный въезд в Арктику. В 14-05 въезжаем в Заполярье и устраиваем обед на границе арктических зон. До с. Томтор зимник петляет между стройным арктическим частично выгоревшим лиственничным лесом и наносит, хоть и поправимый, но ущерб одному из автомобилей экспедиции. После развилки на с. Томтор вышли по совету водителей на зимник, есть еще всесезонка, но ее рельеф более сложный. Зимник хорошо прочищен, ровный и далее выходит на всесезонку в 40 км от Батагая. В районе 21 час. заселяемся в уютную гостинцу «Кисиляхи» в самом центре поселка. За последние три дня проведенные в дороге с ночевками в палатке, теплая гостиница с душем и WC, как оазис среди снегов и холода. Атмосферные посиделки и поздравление именинника, у него все сегодня впервые – ночевки на морозе в палатке, пересечение Северного полярного круга, такой ДР не может не запомниться!!! На 15 марта запланирована дневка в Батагае с посещение самого крупного в мире термокарстового провала – Батагайка и неофициального полюса холода г. Верхоянска (официально плюсом холода признан Оймякон). С утра произошли изменения по составу участников, экипаж из Хабаровска решили не задерживаться и двигаться дальше в привычном им ритме. Мы же двумя экипажами посетили Батагайский провал, а затем с участием местного блогера и корреспондента газеты «Вести Верхоянья» отправились в город Верхоянск до которого около 70 км по всесезонке. Программа в Верхоянске была насыщенна, посетили экспозицию местного музея «Полюс холода», церковь с колокольней, встретились с представителями администрации, побывали с экскурсией на одной из самых старых в России метеостанций (служба совмещённая, в здании находятся метеорологи, аэрологи, гидрологи и аэрографы — измеряют уровень радиации). Апогеем этого дня было купание в проруби на реке Яна, таких отважных оказалось трое. Правда в этот день полюс холода не оправдал своего названия, температуры была -22 градуса. И все сделанные участниками ставки оказались далеки от реальности, победитель не был выявлен. Меня же, помимо наблюдения за участниками купающимися в проруби за полярным кругом, впечатлили местные женщины, чья палатка с печкой стояла рядом на реке. Внутри палатки тепло, выпиленный участок льда, откуда качает воду местная водовозка, а в период когда ее нет шкворчит чайник и женщины мило беседуя сидят и ловят рыбу! Мы тоже пополнили свои запасы рыбы, прикупив чира и соленую ряпушку.
Ночевали в той же гостинице в Батагае. Утром заправив машины ДТ «Арктика» (цена ДТ- 70 руб., но Арктику заправляют только по топливным картам, подсобили проезжающие водители) вышли на р. Яна, где без преувеличения начался наш Круиз на Крузаках. Дорога по реке широкая, ровная, местами участки зеленоватого льда с рисунком. Вглядываясь в петляющие берега реки в поисках останков мамонта (почему-то к берегу меня старались не пускать и лопату для раскопок не дали, поэтому найти косточку или зуб, мамонта так и осталось мечтой ;)), и вчитываясь в название рек пришло осознание насколько далеко мы забрались в своем круизе, где на сотни километров нет ни людей, ни дорог. В хорошем темпе проезжаем почти 400 км до пгт. Усть-Куйга. По дороге почти весь встречный транспорт, а это более 50 машин – грузовые автомобили с прицепами, везущие уголь из Нижнеянска в Батагай по р. Яна, почти 600 км в одну сторону.
Уголь в Нижнеянск завозят по севморпути в период навигации, потом по зимнику доставляют в Батагай, а уже оттуда по удаленным улусам. Часть продуктов и товаров идет до потребителя 2 года. В первый год завозят морем, второй год в сезон навигации по реке. Сам пгт. Усть-Куйга,
На следующий день, еще км 120 по морозцу расслабленно едем по р. Яна, дорога чищена, ветра нет, но есть знаки наледи и пустоты, встречаем вмерзший грузовик. Так что река не так миролюбива и легко доступна, просто погода и удача пока на нашей стороне. При съезде с реки появился первый указатель на Тикси – 453 км. Далее едем по сопкам и кочке переезжая участок между рекой Яной к реке Омолой, впадающей в море Лаптевых. По дороге попадаются только брошенные нежилые рудные поселки – Северный, Кулуар и вдали видны тропы перегона северных оленей, которых мы так и не встретили. Глядя на руины, брошенную технику, теплицы и прикидывая масштаб, хотелось бы побывать в этих местах в период расцвета, когда здесь кипела жизнь.
Сейчас же на сотни километров безлюдная тундра, куропатки и удивленный песец у дороги. Ближе к выезду на р. Омолой в одной из проток встретили местных на снегоходе и выпиленный из наледи Урал, провалившийся в ноябре, чуть дальше от него стоял трактор К-700, на обратной дороге их уже не было. В районе 18 час доехали до с. Хайыр, застали на месте главу администрации и в наше распоряжение предоставили местный клуб — теплый, уютный с большим залом, но туалет на улице (если читают участники прошлогодней экспедиции на Чукотку, то клуб очень похож на тот, в котором мы ночевали в с. Сасыр, даже название населенных пунктов созвучно). Купили у местных и пожарили чира на маленькой плитке, подъели строганину и соленую ряпушку.
Местная рыба в любых вариантах шла на ура! Ночью температура была в районе -39, ребята радовались теплой ночевке в просторном помещении. Окрыленные словами местного главы о хорошей дороге в сторону моря Лаптевых, часть участников стала планировать на следующий день ужин в ресторане Тикси, рассчитывая преодолеть ходом, оставшееся расстояние в 320 км ;). И действительно первые километров 60 зимник был прекрасный, правда начала поддувать небольшая поземка и чем ближе мы подъезжали к устью реки Омолой, тем чаще стали попадаться надувы. Что-то проходили ходом,
Отцепив прицеп, половина группы уехали на одной машине на разведку обстановки, вторая половина, готовили завтрак. Находиться на улице даже в полной экипировке было неуютно, мин. за 10-15 начинали мерзнуть и отогревались в машине. Разведка вернулась и в районе 11 час. продолжаем круиз, видимость улучшилась, но нет ни дороги, ни направления – сплошное белое поле. Тропим, копаем, дергаем, объезжаем по визуально плотным участкам. В таком режиме проехали 13 км за 5 час! Вдали увидели информационные щиты и понимая низкую эффективность движения со спутника набираем дорожников Усть-Янского района. Получив от них конкретные ответы на вопросы, пробиваемся к виднеющимся вдали щитам. Выяснили, что щиты служат разделение улусов и являются границей зоны ответственности дорожных служб разных районов. Так же дорожники сообщили, что там вчера прошла техника из Тиски и зимник прочищен.
Верится с трудом, что после полного бездорожья будет хоть какая-то дорога, но приободрились и через час вышли на отлично прочищенный зимник. В головах некоторых участников экспедиции не укладывается, как такое может быть, что дорога прочищена только с одой стороны и заканчивается тупиком на границе улусов, а не является единой транспортной артерией?! А все просто, на море метет постоянно, непроходимые участки чередуются с отличной дорогой, а дорожники разных улусов не успевают одновременно выходить на точку стыковки зимника. Так же знаем, что навстречу идет колонна из 10-12 машин из Тикси, до этого там пуржило несколько дней, поэтому и не было встречного транспорта. Колонну встречаем в районе перевала на спуске к с. Найба, несмотря на то что прошли всего 10-12 машин, а дорогу чистили вчера, колея достаточно глубокая, по ней и доезжаем до с. Найба, где первыми нас встречают мохнатые якутские лошади.
Ищем представителей местной администрации, которые в очередной раз выручают нежданных гостей предоставив теплую квартиру в частном доме. Отопление, как и в других поселениях центральное, есть сотовая связь, преимущественно Билайн, чтобы получить пресную воду – топят лед. После ночевки в палатке и морозного утра, небольшой дом кажется очень уютным. А ближе к ночи, тем кто еще не спал посчастливилось увидеть северное сияние, пусть не долгое и не очень яркое, но зато на берегу Северного ледовитого океана в Арктике. В районе 9 утра покидаем гостеприимную Найбу и выезжаем на лед моря Лаптевых. До Тикси около 125 км, под нами лед и 4 метровые морские глубины. И вот уже когда до цели путешествия остается меньше 80 км, начались незапланированные приключения. Стало замерзать топливо в машинах и забились фильтра, в баках помимо ДТ «Арктика» было залито ДТ «Зима». Одну машину удалось реанимировать, продули топливную систему.
Второй машине помогло, но ненадолго. За 68 км до цели двигатель заглох, а еще через 15 км и фен перестал работать. Цепляемся тросом к первой и едем. На улице -26 и ветер. За 8 км до цели, свернув в бухту Тикси дорогу перемело. В 15-40 набираем Булунских дорожников и сидим ждем технику. В районе 17 час, сквозь пургу появились фары Кальмара (К-700), продолжаем движение за ним. Перед въездом в Тикси затяжной подъем. Кальмар цепляет первую машину и тянет обе машины в гору по направлению к центру. Время 18-35. И тут из тумана выходит гаишник и останавливает всех сразу.
Договорились, что документы проверять не будет, бежать здесь некуда, а люди и машины уже изрядно замерзли и подустали. Но он все- таки сопроводил нашу кавалькаду до здания администрации. Спасибо представителю МЧС помог заселиться в ведомственную гостиницу энергетиков (снять жилье в Тикси не просто и дорого, одна гостиница сгорела, другая не работает, частники просят от 3-х тысяч с человека в сутки) и теплый бокс для машин в ЖКХ. В районе 21 час 21 марта заселяемся, тепло, уютно и удобно!!! За что еще раз спасибо людям Севера!!! Цель путешествия достигнута в срок – мы в Тикси, в одном из самых удаленных северных поселков, куда на автомобиле можно добраться только зимником!!! Все молодцы и люди, и техника, и главное погода!!!!
***
Часть2. Тикси «Бухта встреч» — дорога домой! Поздний завтрак. Осмотр и прогулка по поселку, погода просто идеальная -22, и почти нет ветра, а еще за три дня до этого дул знаменитый юго-запад, которым «славится» Тикси, здесь же возвращаясь к Певеку отмечу, что там самым сильным считается южак — южный ветер. Несмотря на наличие заброшенных домов, Тикси производит благоприятное впечатление, много магазинов, кафе, есть новый кинотеатр и спортивный центр, сувенирная продукция и не одна кулинария со свежим хлебом и выпечкой. Цены конечно выше чем на материке, особенно на овощи и напитки, но ниже чем на Чукотке. Дороги между домами переметены сугробами по 3-5 метров, прочищено лишь несколько улиц.
Кто-то из участников отдыхает с дороги,
Насколько далеко может уходить трещина неизвестно, но по рассказам дорожников, в январе на рождество участок льда между трещинами полностью унесло в океан. Частично обход опасных участков делают по берегу и затем ждут, когда море замерзнет и можно будет проложить зимник снова по льду. В остальном ехали ровно и часам к 6 вечера добрались до Найбы, где нас опять пустили переночевать в ту же квартиру. Темп экспедиции в обратном направлении всегда более динамичен, выезды раньше, время в пути больше, остановок меньше. Это связано с небольшим количеством участников и уже знакомым маршрутом, большинство ночевок в машинах. Но мне нравится дорога, она всегда непредсказуема и я готова жить в машине в ожидании новых приключений.
Так получилось и в этот раз, из Найбы выехали рано, попрощались уже надолго с местными жителями и лошадками. Без особых проблем проехали перевал и еще км 10 по льду, но потом встали – дорога закончилась. Вернулись обратно в Найбу в ожидании дорожников. И тут повезло, когда все уже морально были готовы к ничего не деланью и еще одной ночевке в Найбе, звонок дорожникам обнадежил, выяснили, что техника на зимнике в 20 км от нас. В 15 час радостно встречаем колонну из 3-х дорожных единиц и едем за ними до границы Булунского улуса.
Предварительно звонили дорожникам соседнего Усть-Янского улуса и получили информацию, что они на р. Омолой и едут в сторону моря Лаптевых. Ехать по прочищенному зимнику за колонной дорожников, наблюдая закат на море Лаптевых очень красиво и романтично, но к сожалению, не долго. Дорога закончилась ровно на границе улусов, а дальше набитая глубокая и снежная колея, еще и время опять перевели на час вперед. Решаем ехать, местами очень неуютно от мысли что делать если сядем, ведь уже темно и холодно, а мужчин-копателей в экипажах мало, да и прицепы сзади болтает как погремушки. В таком формате вздрагивая и екая проезжаем больше 20 км и вдруг видим далекий свет движущийся нам на встречу.
Массовый мираж не проходит и мы отчетливо видим как из темноты появляются очертания такого долгожданного Кальмара (К-700) прочищающего дорогу впереди нас. Вот уж действительно в этот момент он как никогда был похож на гигантского кальмара выползающего из морских глубин. Останавливаемся у пикета дорожников и несмотря на позднее время, на часах уже больше 23 час., нас встречает приветливый бригадир Сергей с улыбкой и словами «мы Вас ждали» и приглашает в свой теплый обустроенный вагончик на ужин. Почему-то этот вечер запомнился особенно, то ли домашняя уютная обстановка у дорожников располагала, то ли ощущение единения и человечности на самом краю света среди снегов и льдов, то ли внутреннее ощущение того самого смысла жизни в простых вещах и хороших людях! А еще на завтрак нас всех угостили тортом, поскольку у одного из дорожников было вчера День рождения.
Мы тепло попрощались с Сергеем и его командой перед выездом. Быстро домчали до Хайыра, но заезжать не стали и сразу выдвинулись в сторону пгт. Усть-Куйга, где и заночевали в той же гостинице, но в соседнем блоке. На ужин натушили оленину с овощами, а командировочные ребята по соседству отдали нам пару пакетов рыбы, мы же их угостили фирменными домашними пельменями от Владимировича. А потом еще смотрели и фотографировали северное сияние, которое причудливо играло на ночном небе Арктики. Принято решение, что дальше едем в сторону Батагая, вариант с возможностью прохождения по зимнику через пгт. Депутатское и далее по индигирской трубе, после разговоров с водителями и дорожниками исключили. Слишком сложный и непредсказуемый участок даже для грузовой техники, местами обширные наледи и требуется тракторная проводка. В Батагае ночуем в знакомой гостинице и утром, оставив еще одного участника изучать работу Якутских авиалиний, едем дальше вчетвером. С учетом перевода времени на час назад, в районе обеда покидаем Заполярье и к 6 час. вечера выходим на р. Нельгесе в районе кафе «Чолбон». Останавливаться не стали – пельмени еще есть, супы в запасе и проехав часа 2 встали на ночевку в живописном месте под скалой на разъезде, заметно потеплело -12.
На небе полная луна и мистический зеркальный километраж 322223. 29 марта традиционно ранний выезд. Проехав оз. Эманджи встали на обед и разговорились с проезжающими водителями Камазов, про жизнь, машины, Арктику. Ребята сами с южных краев, но уже больше 20 лет работают на Севере и говорят север затягивает, пробовали уезжать к себе, но через какое-то время возвращались и дело не в деньгах, а в том, что север не отпускает. И таких людей в тех местах встречается много, тех кто приехал подзаработать на пару лет, но остается на все 20-25 назад. Вот так! На реке Делинья красивые вспученные льды на месте пустот стали еще краше и синее, но в этот раз все телефоны остались на месте. Заметно потеплело и стали вскрываться обширные наледи, мы успели их во время проскочить, тяжелой технике сложнее. Выехали с зимника в с.Тополиное в 19-40, на один день опоздали на праздник оленевода (проходил 26-27 марта). Зимник пройден!
Дальше уже начинается всесезонная дорога, можно выдохнуть и гадать как бы мы прошли наледи двумя тремя днями позже, когда резко потеплело и чтобы делали если бы запуржило и сколько ехали…..!? Но везет тому, кто везет и вот 30 марта к обеду, проведя еще ночь машинах в районе р. Куталах мы приехали в г. Якутск, официальную точку старта и финиша экспедиции. Дальше экспедиционные автомобили под управлением руководителя Юрочкина Дмитрия Сергеевича и Юрочкина Сергея Владимировича выехали домой в г. Барнаул. Им еще предстоит проехать более 4500 км. Подводя итоги маршрута можно отметить, что за 20 дней автоэкспедиции Якутск-Тикси-Якутск съедено 1500 пельменей и 80 л. супов, выпито N кол-во «Ну что!», сожжено _очень много!!!__ л солярки, пройдено почти 5000 км, из них почти половина пути по водным артериям, в том числе по морю Лаптевых около 450 км. На реках много табличек «Пустоты» и «Наледи», на море таблички «Трещины». Если по болотам и кочкам хоть медленно, но можно ехать, то море непредсказуемо, все зависит от погоды и дорожников.
Зимник вдоль побережья Северного ледовитого океана представляет из себя участки, либо идеально ровной дороги, либо ее полное отсутствие, в зависимости от рельефа и ветров, разделяя, таким образом дорогу на автобан и бездорожье. Прочищенные участки дороги забиваются за считанные минуты, даже при небольшом ветре и поземке, дорожная бровка в данном случае, выполняет функцию снегозадержания, превращая дорогу в непроходимое снежно-ледяное поле. Еще одна опасность на море — это трещины, образуемые за счет подводных течений и ветров, которые сложно объехать. Загруженность зимника после выезда с р. Яна в направлении Тикси низкая, очень редко попадаются встречные автомобили.
Населенных пунктов мало, дорог между ними нет, в основном стоят на берегах рек или моря, но во многих есть аэропорты и существует регулярное авиасообщение с Якутском. Во всех населенных пунктах центральное отопление и есть сотовая связь, интернет не везде. Сами водители стараются выезжать на зимник колоннами за дорожниками, предварительно узнавая у них информацию о погоде, состоянии зимника и идет ли встречный транспорт. Дорожники в тех местах – основной гарант транспортной доступности. Если сравнивать с зимником в сторону Певека, то до Тикси гораздо больше хороших участков ровной дороги по рекам и морю, но при этом и больше непредсказуемых участков, включая трещины/наледи/пустоты, где нет объездов и все зависит от погоды.
***
А закончить хочется тостом:) «За всех за Вас, с кем прошли непростой путь и с кем ещё предстоят встречи, за всех кто впервые встретился на пути, за нас авантюристов, за них организаторов, тех, кто реализует наши мечты и за всех путешественников!!!» Все удалось, все сбылось, а ещё сколько всего неизведанного и манящего впереди! Долой грусть и горечь расставаний, Арктика необъятна и будут новые встречи за Полярным кругом и не только. Ведь когда людей объединяет общность интересов, потребностей, когда их мечты и помыслы сходятся, они вновь и вновь оказываются вместе в разных точках земного шара. Так что готовимся к новым путешествиям, и пусть в них будет место суровым будням и маленьким радостями, открытиям и даже разочарованиям, всему тому, что даёт нам эмоции и незабываемые впечатления, а главное наполняет нас делая теми, кто мы есть!!! И конечно ждем анонсированную в дороге автоэкспедицию по зимникам Эвенкии в марте 2022 году с посещением Дня оленевода!!!