23 февраля. Барнаул – Белово
В 18-10 выехали из Барнаула на двух Land Cruiser Prado 78 с двумя прицепами.
Погода хорошая. В каждом прицепе у нас были сухие дрова для печки и 200 -литровые бочки с дизельным топливом, которые купили подешевле в Барнауле.
Решили не проезжать сегодня Кемерово, потому что уже поздно и завтра выходной — пробок в городе быть не должно. Остановились, не доезжая Белово, у кафе Юлия.
Перекусили колбаской, пирожками и чаем. Спали в машинах. Фены Вебасто (Webasto) грели салон отменно — спальники не нужны.
Проехали около 210 км. Днем было -4, ночью -10.
Граница с Кемеровской областью. Первая ночевка в машинах
24 февраля. Белово — Красноярск
Встали в 8 утра. Завтракать пошли в кафе Юлия, но там еще не было повара и пришлось перебиться яичницей и сосиской в тесте. Выехали в сторону Красноярска. Сегодня цель — доехать до красноярского аэропорта, где завтра нам встречать в полпятого утра остальных участников.
По дороге выяснили, что от Тайшета до Братска вдоль БАМа 2 года назад проложили новую дорогу, которая сокращает путь до Братска на 280 км. Конечно же, решили ехать завтра по этой дороге.
В Мариинске закупились водой и хлебушком.
Снега в Алтайском крае и Кемеровской области было гораздо больше, чем в Красноярске. Погода была солнечная и теплая — около -4. В Мариинске по улицам текли ручьи, и мы начали опасаться за наши замороженные запасы в прицепах. В первую очередь тревогу вызывали 1500 самолепных пельменей, которые могли слипнуться на солнышке.
Заправлялись на Газпромнефти в Ачинске прямо перед огромным отвалом шлама Ачинского глиноземного комбината (это одно из основных предприятий Ачинска и крупнейший в России производитель глинозема).
Около 20-40 приехали в район аэропорта Красноярска и остановились в гостинице «Гостевой дом Зеленый»
Сегодня проехали 670 км.
Поужинали дошираком с вареной колбаской. «Ну что». Горячий душ с бритьем и немного сна до 3-50.
Где-то на подступах к Красноярску
25 февраля. Красноярск – Тайшет
Подъем в 3-50. Завтрак. Выехали ровно в 5. Встретили в аэропорту Людмилу Анатольевну Подболотову и Владимира Анатольевича Головкина.
В аэропорту Красноярска идиотская система въезда/выезда — 4 раза выбегали карточку прикладывать ;-)
В 6-30 в конце объездной трассы вокруг Красноярска встретили Дениса Межина. Теперь у нас полный комплект команды.
Началась экспедиционная часть.
В 9-15 проехали военный аэродром Канска: новые сушки и зенитки прямо у дороги, защищенные земляными насыпями.
Останавливались на перекус, но была такая красота – березки, обледеневшие все в инее. Смотрели и фотографировали. Залюбовались и даже не стали пить чай.
Около 11 остановились у кафешки и рем.зоны. У нас стало травить топливо из одной форсунки — пытались починить. В 12-20 Дима решил вернуться в Канск в поисках нужной шайбы, а мы остались ждать в кафе — поели пельмешек. Заменить шайбу не удалось, но удалось затянуть. В 13-50 поехали дальше.
В 16-45 въехали в Тайшет. Заправка на Роснефти. Подъехали к вокзалу. Стеллы в честь 40 летия БАМа и 100 летия ВСЖД.
Здесь начинается БАМ! Много поездов маневрировали на вокзале. Приятные впечатления.
Пока мы смотрели вокзал, Дима решил ночевать в Тайшете и уже нашел квартиру на сутки. Заночевали в двушке хрущевке на втором этаже. Перед домом, когда разбирали вещи из машин, пообщались с местным мужичком Вадимом. Он работает путейцем по контракту с РЖД и получает всего 20 000₽ и целый день машет ломом и кувалдой. А «настоящий» договорной сотрудник РЖД получает 70 000₽ и по словам Вадима, только флажки расставляет.
Ужин — макароны по-флотски. Хорошо посидели!
Проехали 430 км.
Железнодорожный вокзал в Тайшете, здесь начинается БАМ
26 февраля. Тайшет-Железногорск-Илимский
Подъем в 6-30. Завтрак. На улице минус 18. Выезд в 8-30.
Перед нашим подъездом во дворе дед кормил голубей. Целое ведро пшена высыпал. Говорит: «Холодно. Жалко птичек!»
Через несколько минут выехали на дорогу Тайшет — Братск. Это новая дорога, которая экономит нам 280 км. Открыли эту дорогу только в декабре 2017 года. Дорога за Тайшетом не чищенная — можно сказать тренировка перед зимником.
Около 11 переехали реку Уду и БАМ. Здесь Уда еще называется Чуна. Дорога красивая. Заснеженная, но ледяная. От Братской ГЭС иногда к дороге подходил ЛЭП.
К часу дня прошли всю новую дорогу и вышли на трассу Вилюй, которая идет от Тулуна (с Транссиба) в Братск и далее в Усть-Кут, Мирный и Якутск (зимник на Мирный это тоже часть дороги Вилюй). До Братска осталось около 20 км, а до плотины Братской ГЭС — 55 км.
Проехали по плотине ГЭС и остановились на обед на смотровой площадке. ГЭС как на ладони. Красота! Это самая мощная ГЭС России по годовой выработке. Обед с таким видом надо поискать!
Поехали на Усть-Кут. Дорога, асфальтированная разной степени хорошести. Иногда прямо свежий «автобан», иногда сильно убитая. Кругом тайга. Много лесовозов. В поселке Видим огромный лесопогрузочный узел.
Мест для ночевки в палатке у дороги совсем не было.
К семи вечера мы поняли, что до Усть-Кута доехать не успеваем и решили остановиться на ночевку в квартире. В поселке Хребтовая мест для ночевки не нашли и свернули в сторону на 20 км в городок Железногорск-Илимский. Денис нашел на Авито трехкомнатную квартиру всего за 2000₽. Это была небольшая хрущевка на третьем этаже, но гораздо опрятнее, чем вчерашняя в Тайшете. Заселились в 19-30. Хорошо посидели за ужином. Сходили душ.
Сегодня прошли 520 км.
Обед с видом на Братскую ГЭС
27 февраля. Железногорск-Илимский – Верхнемарково — зимник
Подъем в 7. Выехали в 8-30. В Усть-Куте проехали через автомобильный мост через Лену, а обратно перешли пешком (нам на другую сторону Лены было не нужно, мы проехали мост для получения эстетического наслаждения).
Закупились водочкой в качестве валюты на зимник. Делали групповую фотоссесию у ж/д моста через Лену — единственного в России. Здесь мы покинули БАМ и в час дня выехали из Усть-Кута и поехали в сторону Верхнемарково где начинается зимник на Мирный.
В 13-30 заехали в кафе Родник на перекус.
В 16-25 выехали на зимник. Дорога неплохая, но очень, очень скользкая.
Проехали Нижнюю Тунгуску — здесь, в верховьях, эта река совсем крошечная. Съездов с дороги было очень мало. Направо ушел зимник на Киренск. По дороге пересекали очень много нефтепроводов в том числе Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Здесь кругом нефтяные поля Ярактинского месторождения. Прямо у дороги была огромная компрессорная станция, небольшой поселок нефтяников, несколько буровых и огромные факелы горящего попутного газа.
Примерно в 18-30 нашли хороший съезд в право (лесовозный) и встали на ночлег в тайге.
Сегодня была первая ночевка в палатке. На улице было примерно минус 10, а ночью должно быть минус 20. Поставили палатку, сварили пельмешек. Напилили и нарубили сосновых дров для печки (у нас было много своих березовых дров, но их берегли для тундры). Очень интересно. Легли в 21-00. В палатке было очень жарко, и поначалу решили больше не топить. Но все-таки ночью несколько раз подкидывали и разжигали. Вся нагрузка по растопке легла на Володю, потому что остальные думали, что топить больше не будем. Когда печка работала, было сильно жарко, но когда потухала — температура падала до отрицательной. Спать комфортнее было в холоде. В спальнике совсем не холодно даже в трусах. При жаре приходилось плечи из спальника вынимать.
В целом спать было нормально, но тесновато — когда переворачиваешься с боку на бок, боишься задавить соседа.
Сегодня прошли ~450 км.
Усть-Кут, единственный железнодорожный мост через Лену
28 февраля. Зимник – зимник пикет «Медвежонок»
Подъем в 6-30. На улице минус 20. Лагерь свернули, не спеша, за час. Завтрак гречкой с тушенкой. Выехали в 8-15. Уже было совсем светло и всходило солнышко.
Дорога стала очень сложной. Сильные колеи от грузовиков и боковые уклоны. Опасная дорога. Машину кидало и тащило под встречные фуры.
В 9 часов вторая машина по рации сказала нам возвращаться. Пришлось сдавать задом минут 10 — развернуться с прицепом негде. Оказалось, что машина Игоря Николаевича вылетела с дороги и лежит на боку на снежном бруствере. Машину занесло и развернуло. Не вылететь совсем помог груженый прицеп. Сразу остановились на помощь пара камазов. Отцепили прицеп. Поставили машину на колеса и выдернули из снега с помощью камаза. Из последствий только помялась передняя левая дверь. Но впечатлений, конечно, масса.
Еще минут через 40 опять занос и небольшое застревание, но тоже без серьезных последствий. Что-то сегодня у второй машины не задалось.
На одном из подъемов с разъездом в виде восьмерки нас стало сильно тащить на встречку по колее — пришлось долбить лед лопатой. Один раз нас сильно тащило под встречный бензовоз, который в итоге мы объезжали слева. Для нашей машины это, пожалуй, был самый опасный момент на первом зимнике. После этого остановились на пикете «Таежный» на обед и заодно поставили на задние колеса цепи и залили солярку из наших бочек (мы хотели сжечь всю барнаульскую солярку из бочек на этом зимнике, чтобы в Якутске залить гарантированно арктическую солярку).
Заправка топливом машин
В кафе Огонек вкусно поели мясное жаркое с картошкой. Денис налил мне своего зернового самогона — очень хороший, похож на полугар. Там же обедал один из дальнобойщиков. Разговорились сколько еще до Якутии. Сегодня не доедем. Но все дальнобои уже наслышаны о нашем путешествии и завале набок на снежный бруствер.
В 15-15 тронулись дальше.
В 4 часа встретили московскую машину с прицепом — ребята тоже едут на Чукотку из Москвы вдвоем. У них специальный прицеп, в котором они спят. Выглядели ребята весело и задорно — они собирались дойти до Анадыря, но на мой вопрос: «А как же страшный зимник Эгвекинот — Анадырь?» они сказали: «Ну не дойдем туда, поедем обратно!». Вообще звучит логично, если ты не собираешься ехать к нужной дате в нужное место. Обменялись телефонами, и они погнали вперед.
Поселок Непа — единственный населенный пункт на зимнике. Стоит прямо на берегу Нижней Тунгуски. Но здесь это уже огромная река, а не та крошечная речушка, которую проезжали вчера. У Непы прошли первую в моей жизни ледовую переправу через Тунгуску.
Проезжали пикет «У пожилого зайца», хотели там переночевать в избушке, но на этом пикете такое не предусмотрено.
В 19-30 встали на ночлег на пикете Медвежонок. Здесь нам сдали целый теплый домик и сделали отличную баньку (домик 5100 на всех, 2 часа баньки с веником — 800 за двоих)! Хозяева пикета Айгуля и Вадим купили его только в прошлом году, но создали очень приятную атмосферу. Мы были у них первыми постояльцами, заночевавшими в домике. Я помог им настроить спутниковый вайфай, который они только что купили. Поужинали своими пельмешками. Какой кайф — попариться в замечательной сибирской баньке посреди зимника — очень не многие жители России такое испробовали. Вообще баньки есть на всех пикетах, но тут важно жить рядом, чтобы не ставить палатку в лесу после бани. 99% машин на зимнике — грузовики, водители которых спят в кабинах. Поэтому для дальнобоев сходить в баньку не проблема. А нам нужен был ночлег здесь же и сегодня все совпало.
Сегодня прошли всего 260 км.
Пикет «Медвежонок» — лучшее место для отдыха на зимнике
29 февраля. Пикет Медвежонок – Нижняя Тунгуска – пикет «240»
Подъем в 7. На улице минус 37! Еще вчера нам сказали, что этот район (в низине у Нижней Тунгуски) самый холодный на всем зимнике. Поход в уличный сортир при -35 — интересная тема. На пикете живет собака Белка и дымчатый толстый кот Тимоша. Позавтракали кашкой. Расплатились. Сделали групповое фото с хозяевам и выехали в 8-40. Недалеко от пикета с трассы съехал груженый самосвал Мерседес и уперся в деревья. Мы ему помочь ничем не могли и проехали. А еще минут через 15 мужики чинили уазик. Мы остановились помочь. После заноса они об пень сломали рулевую тягу и пытались ее снять, чтобы заварить на следующем пикете. Мы помогали им минут 20, но снять не смогли и поехали дальше. Дорога стала получше. У нас лопнуло несколько звеньев на цепях, и мы решили их снять. В три часа остановились на обед на пикете Чона (бывший Махно). Очень вкусная еда. Взяли лагман и жареные куриные сердечки с картофельным пюре. На пикете была связь, и мы позвонили домой. В 16-30 мы соскочили с трассы — провалились на мягкую обочину. Буквально за 5 минут выбрались с помощью проходящей Скании (собственно, ее мы и пропускали, прижимаясь к обочине).
Съехали с дороги при разъезде с грузовой машиной.
Пересекли границу с Якутией — теперь время еще на час вперед. В 8 вечера (по якутскому времени) приехали на пикет «240». Это база дорожников Алроса, которые обслуживают здесь зимник. Обычно ночевать там нельзя, но нас пустили в отличный домик с кроватями и бельем. Денег за ночлег с нас не взяли. В администрации даже был интернет, и я отправил весточки. Также здесь жили коты: сиамский Кризис и черный Топор и еще черная кошечка. Местные сказали, что нам повезло с погодой — обычно в это время бывает гораздо холоднее и ночью до минус 50.
В тазике лежали 4 тушки соболей без шкурок. Сегодня прошли примерно 280 км. Дорожники сказали, что отсюда до поворота на Верхнемарково примерно 820 км, а до Мирного — 400 км. Так же сказали, что пикет Медвежонок продавался за миллион.
На ужин была уха из замороженных овощей и рыбных консервов.
1 марта. Пикет «240» — Мирный
Подъем в 7. На завтрак вторая половина вчерашней ухи. На улице минус 27.
В 8 на работу поехали 2 «кировца» с огромными ножами. Мы выехали в 8-20. Сегодня утром первый раз были неплотные, но обложные облака.
В 9-45 въехали в Мирнинский район. Здесь по дороге стало много машин СургутНефтеГаз — совсем рядом справа Чаяндинское месторождение, которое питает Силу Сибири.
В час дня проезжали еще одно нефтегазоконденсатное месторождение — Среднеботуобинское. Здесь тоже горели факелы как на Яракте. Месторождение принадлежит Роснефти. Мы подъехали к КПП. Фото и видеосъемка тут запрещены, но мы пообщались с охраной. Месторождение здесь новое — всего 2 года. Работают вахтой около 3000 человек. Зарплаты в Роснефти небольшие 80000-90000 ₽ со всеми надбавками — гораздо меньше Газпрома. Еще через пару километров видели большую буровую платформу на гусеницах. Дорога по месторождению частная. Но есть кусок 60 км где можно проехать за деньги — за наш джип в одну сторону 12 000₽.
В 14-30 встретили 3 четырехосных тягача Iveco, которые везли огромную запорную арматуру для газопроводов. И минут через пять мы выехали на всесезонку. Зимник пройден — 820 км.
Буквально через несколько километров остановились на обед в кафе Чороон.
Пытались дозвониться на Билибинскую АЭС по вопросу оформления пропуска для экскурсии, но «абонент не доступен».
Въехали в Мирный. Фото у большой въездной стелы «Мирный» и памятнику шоферам, которые в начале 50-х перегнали без потерь 40 грузовиков по бездорожью для запуска работ на карьере «Мир».
На закате подъехали к смотровой карьера. Зрелище впечатляющее! Фотографировались до заката. Мимо проезжали сорокатонные белазы (совсем крошечные для карьерных самосвалов). В 19-10 приехали к месту ночевки в Мирном — ул. Ленина 10А. Хорошая трехкомнатная квартира, переделанная в хостел — 4000₽ за ночь со всех. Нам дали только две комнаты, но там как раз могут разместиться 8 человек — 3 двухъярусных кровати в одной комнате и 2 одноярусных во второй комнате.
Прошли 400 км.
2 марта. Мирный – Верхневилюйск
Подъем в 6-45. Завтрак. Сходили в музей АК Алроса — здесь нам рассказали про историю становления алмазодобывающей отрасли России. Купил брелок и магнитики в торговом центре рядом. Также нам открыли музей кимберлита (хотя он был выходной) — одно из самых больших собраний в России.
Заехали еще раз на смотровую карьера. Пока заправляли машины из бочек я добежал на холм, где в ряд стрит старая техника времен освоения карьера: два бульдозера, буровая, белаз и огромный экскаватор с ковшом размером с кузов белаза. Пробираться на этот холм пришлось по крутому склону либо по пояс в снегу. Хорошая зарядка.
Выехали в 11-20 в сторону Якутска — 1200 км.
Примерно в час дня прошли ледовую переправу через Вилюй. Это уже была серьезная переправа в пару сотен метров. На том берегу поселок Крестях, где мы пообедали. В два часа дня я дозвонился на АЭС в Билибино и обсудил что нужно для посещения. Отправил им паспортные данные участников нашей экспедиции.
Проезжали еще одну переправу через Вилюй. На этот раз снимали видео из машины. Вообще по дороге Мирный — Якутск 4 переправы через Вилюй.
Дорога была хорошая — в среднем шли 65 км/ч.
Ночевать решили в Нюрбе это значит, что сегодня прошли бы всего 400 км. Но это потому, что выехали из Мирного только в полдвенадцатого.
Около 7 приехали в Нюрбу, но не нашли ночлег. В двух гостиницах не было мест, в интернете тоже никто ничего не сдавал, а искать частников вслепую будет долго. Решили ехать еще 140 км до Верхневилюйска — там уже нашли квартиру по 700₽ с человека.
В итоге сегодня прошли 520 км — неплохо с учетом выезда в 11-20.
В Верхневилюйск приехали в 21-30. Сегодня самая поздняя остановка за пройденный маршрут.
3 марта. Верхневилюйск — Якутск
Подъем в 7. Выехали в 8-10.
Сегодня нужно доехать до Якутска.
Вдоль дороги еще от Мирного идет мощная радиорелейная ветка с огромными вышками и антеннами.
Пару раз на деревьях сидели большие совы, но сфоткать толком не удалось.
В 9-30 прошли Вилюйск (заезжали в магазин). До Вилюйска дорога грунтовая, а дальше много асфальта.
Иногда в поселках паслись смешные мохнатые якутские лошадки по брюхо в снегу. Они зимой
Утром было пасмурно, но к 12 выглянуло солнце и облаков почти не стало. Пока за экспедицию целиком пасмурным днем было только 2 марта.
Где-то в час дня удалось издалека сфотографировать полярную сову.
В 13-20 остановились на обед в чайной «Мария». В 14 уже тронулись дальше.
Вокруг был тонкоствольный лес. В основном лиственницы.
Слева у дороги видели самку оленя.
В три часа дня возле трассы удалось пофоткать мохнатых лошадок.
К семи часам приехали в Якутск. Сразу нашли алкогольный магазин и закупились пивком и покрепче — алкоголь в Якутии до восьми вечера только.
Заселились в большую двушку №12 на третьем этаже на ул. Ломоносова 42. Здесь нам жить две ночи. Рядом в магазине Скиф купили рыбки — копченый ленский омуль и муксун с пивком зашли отлично!
Перед сном горячий душ. Так получается, что душ принимаем ровно раз в два дня.
Сегодня мы прошли примерно 660 км.
На подъезде к Якутску. Солнце заходит – становится очень холодно
4 марта. Якутск, дневка
Сегодня спали до полвосьмого. На завтрак кашка и в 9 утра выехали на Ленские столбы. Минус 30.
Местная контора возит тур выходного дня на Синские столбы, но ехать туда 7 часов, поэтому это тур с ночевкой.
Заправлялись прямо рядом с комплексом, где отмечают главный праздник Якутии.
Почти вся дорога до столбов всесезонная и только последние 50 км это зимник по Лене. Иногда едем прямо по голубому льду. Жаль, что зимник идет вдоль левого берега и только в центре столбов резко поворачивает, собственно, к крутому берегу (где летом причаливают лодки). Вид очень красивый. Но жутко холодно, потому что был сильный ветер и при -25 ощущалось как все -45. Вся аппаратура резко разрядилась. Лицо мерзло даже в балаклаве. Перчатки пригодились бы горнолыжные. Подниматься наверх не стали — очень холодно. Зато видели Hilux с прицепом наших московских знакомых, которые едут в Анадырь. Правда, ребята как раз были наверху.
Вдоль дороги по реке были оборудованы специальные проруби, на которые ходят пить местные коровы.
На обратном пути перекусили в кафешке. К 6 вечера вернулись в Якутск. В 18-30 вернулись к своему дому и пошли покупать в магазин копченого чира. Еще взяли брюшки муксуна.
Сегодня прошли 420 км.
Ленские столбы
5 марта. Якутск – р. Рассомаха
Подъем в 4 утра. Плотный завтрак и быстрые сборы в дальнюю дорогу. Машины традиционно прогреваем автомномкой минимум 1 час перед запуском!
В Якутске дороги не обрабатывают от гололеда очень скользко. В итоге на тротуарах ходить еще можно, а вот на дорогах каток.
Ледовая переправа через Лену идет примерно там же где и паромная. Выехали на трассу Калыма — ближайшие 2 дня нас ждет уже знакомая нам дорога на Магадан.
В 7-40 примерно в 80 км от Якутска закончился асфальт.
Около 11 остановились примерно в 115 км от Хандыги на перекус в кафе Уолба. На двери было объявление «Меняю балбах на солярку». Балбах это коровий навоз. Здесь впервые нам попалась конина. Когда мы уже выходили к кафе подъехал пазик и из него выскочила целая толпа детей. Они ехали на фестиваль в Питер показывать якутские танцы. Интересно, что дети почти не говорили по-якутски.
Около часа дня прошли ледовую переправу через Алдан, на которой летом теряешь полдня. Еще через полчаса уже были в Хандыге.
В 14-10, не доезжая 38 км до Теплого ключа, на горизонте появились заснеженные горы – это хребет Сунтар-Хаята.
В Теплом ключе заправили под завязку наши бочки.
Начались горы хребта Сунтар-Хаята. Красота! Пару раз останавливались на фотосессии.
В 5 вечера нашли потрясающее место стоянки на реке Восточная Хандыга, прямо на льду. Сюда за
Сегодня прошли примерно 530 км.
Стоянка в палатке – р. Росомаха. Как раз был закат и вокруг все горы розовые. Фантастика
Пока готовили ужин, ощутили арктический холод — температура приближалась к -30. Мы уже задумались о возможности побить температурный рекорд нашей экспедиции в -37, установленный у пикета Медвежонок на зимнике в Мирный. Но тогда мы ночевали в домике и парились в баньке, а сегодня нас ждала ночь в палатке. На ужин сварили 3 пачки пельменей по 50 штук — нас 8 человек и двух пачек уже не хватало.
Спать легли в начале девятого. У печки дежурили по 2 часа. Дежурный сидит между печкой и вторым входом в палатку, поэтому тут либо сильно жарко, когда огонь разгорается, либо сразу холодно, как только печь тухнет. Проход от спальных мест к печке очень скользкий — я чуть не завалился на печку.
6 марта. Река Росомаха – Усть-Нера
Подъем в 6. Небо затянуло облаками, пошел легкий снежок, и потеплело
до -24.
В 7-25 выехали. В 8 налили водички на источнике у дороги.
Красотища вокруг потрясающая! Прошли Черный прижим — одно из самых красивых мест трассы Калыма (изгиб дороги в ущелье с мостом и поворотом на 180 градусов).
В полдесятого остановились на сортир и обнаружили, что у одной из наших машин оторвало крепление левого переднего амортизатора. Придется задержаться в Усть-Нере на сервис.
Вокруг были фантастические красоты! Солнце, снежные горы и деревья все в снегу на перевале 1310 м. Как в сказке.
Трасса «Колыма». Перевал Ольчанский, до Усть-Неры 50 км.
За перевалом началось Оймяконское нагорье — знаменитый полюс холода Евразии.
При въезде в Оймяконский улус перевели время еще на час вперед.
В 12-10 по новому времени прошли поворот на Томтор — Старокалымский тракт и за ним заправка и кафе Куба. Здесь теперь связь Мегафона и новое «здание» кафе. А старенький домик, где мы обедали 4,5 года назад, закрыт. Попробовал родственника муксуна — жареную рыбину щёкур — вкусно.
В час выехали дальше.
Справа вдоль дороги под снегом и по деревьям был проложен оптический кабель — Якутск – Магадан – это интернет!
Горы Оймяконского нагорья здесь более округлые. А за последнем перевалом перед Усть-Нерой открывается потрясающий вид на хребет Черского.
Въехали в Усть-Неру. В 2015 году это место наряду с Сусуманом было самым мрачным на трассе Колыма. И сейчас над въездной стелой стоял черный столб дыма от угольной котельной.
С помощью водителей фур нашли отличный сервис в желтом гараже недалеко от трассы. А на ночлег заселились в гостевой дом по адресу ул. Трудовая 9. Нам дали 2 комнаты и теплый гараж для машин — это плюс, потому что ночью обещали -43. В сервисе довольно быстро приварили резьбу к левому переднему амортизатору и вставили его на место. Дима очень хвалил хозяина сервиса за отличную работу.
Сегодня прошли около 440 км.
7 марта. Усть-Нера — Сасыр
Подъем в 6-30. На улице минус 40! Рекорд Медвежонка пал. Усть-Нера подтвердила статус центра улуса, в котором расположен северный полюс холода.
Хорошо, что мы спали в домике. Да и машины сегодня в теплом гараже.
На завтрак кашка.
Выехали в 8-20. Заправка и в путь. Сегодня впервые у нас стали замораживаться боковые окна, проклеенные вторым слоем (пластиковая пленка на двухстороннем скотче).
К 10 подъехали к месту начала зимника Арктика. Здесь километровый столб с нулевым километром, а на обратной стороне 1501 — столько до границы с Чукоткой в районе Черского. Трасса Колыма уходит на восток по красивому мосту через Неру.
Дорога вдоль реки очень неровная и скользкая, а по лесу ровнее. Но все равно скорость движения 30-40 км/ч. Выглядит, так что нам придется ехать до Черского 4 дня и это будет удача! (знали бы мы, что и 5,5 дней окажутся огромной удачей, когда это писали!).
На бамперном термометре -32С.
В начале первого встретили несколько грузовиков. Расспросили про дорогу. Говорят, хорошая дорога, без крупных наледей.
Далее пошел перевал Потапов, и скорость упала до 5-6 км/ч. Очень кривая дорога. Местами пробиты новые полосы по тундре, но все кривые и вокруг «кочка». На встречу попался кировец со сломанной тягой ножа. Он тащил огромные колеса для выравнивания дороги, но это практически не давало эффекта. Дорожники базируются только в Сасыре и этот одинокий кировец целый день едет к Колыме, и потом день обратно.
Около 2 часов дня выехали на плоское плато, окруженное белыми горами практически без растительности. Встали на перекус. Сразу после обеда время на основном GPS перевелось еще на час вперед. Вокруг было только белое безмолвие. Начался подъем на перевал Антон через хребет Черского. Далее перевал Пояркова.
Переваливаем хребет Черского
На встречу прошел местный автобус Зырянка — Якутск в виде вахтовки на камазе вездеходе. Автобус в один конец идет 3 дня и стоит 10000. А самолет 25000, поэтому народ едет. Это нам рассказал, водитель встречного тягача, который шел из Черского. Он же сказал, что от Сасыра до Черского за 3 дня мы пройдем (ну-ну). Еще рекомендовал из Черского в Билибино ехать по реке, а не по ЛЭП — так чуть длиннее, но зато дорога лучше. Сложным участком он назвал Билибино-Певек — в случае снега или сильного ветра пурга или буран гарантировано сделают невозможным наше попадание в Певек в срок.
За 40 км до Сасыра встретили в лесу мужика — может охотник? Он стрельнул у нас сигарет. Игорь дал ему шоколадку, и он ее съел с удовольствием. Мужик сказал, что глава Сасыра, Павел Маркович, может нам помочь с жильем — главное найти этого главу.
К половине девятого спустились в долину между хребтами Черского и Момским. Примерно в 13 км от Сасыра была развилка и знак: направо наледь, налево объезд. Мы поехали налево. Это оказалась жуткая дорога с болотными кочками и скоростью движения менее 5 км/ч! Это пока самый ужасный кусок дороги. Наверное, надо было ехать через наледь.
В 9 вечера въехали в Сасыр. Встретили много народа с детьми — видимо с какого-то мероприятия. Связались с председателем, взяв у местной женщины телефон (в поселке связь только через билайн). Председатель организовал нам ночевку в клубе, за что ему ОГРОМНОЕ спасибо. Встали на ночлег в поселке в клубе. Здесь только закончился концерт, с которого, собственно, все и шли. В клубе Денис и Игорь исполняли концертную программу: Денис на варгане и Игорь на барабане. Им даже включили микрофон и предложили остаться завтра н а праздничный концерт:)
Туалет был на улице, и совсем не было воды для мытья.
Поели чира с пивом и пельмешек. Спать легли на полу в одном из помещений. Я даже лег на угловой диван — узкий, но помягче пола. Было тепло — а это главное сейчас. На улице к 23-30 вечера было -38С.
Сегодня прошли 280 км, из которых всего 190 по зимнику. Что мы осознали, так это то, что вчера никаких шансов доехать до Сасыра у нас не было. А никаких населенных пунктов и даже домиков на этом пути нет. Так что очень хорошо, что у нас сломался амортизатор, и мы заночевали в Усть-Нере. Иначе был бы шанс встать на перевале без деревьев в палатке, а при -40 и ветре это совсем не айс.
8 марта. Сасыр — Зырянка
Подъем в 7. На улице -41. Завтрак вчерашними пельмешками. Потрясающий вид на розовые горы хребта Черского в рассветных лучах.
Выехали в 8-20. Начался второй день на зимнике Арктика. Сегодня по описаниям нас снова ждала жуткая дорога. И только от поселка угольный не далеко от Зырянки должна начаться хорошая дорога. Всего до Зырянки 300 км.
Морозное утро на зимнике «Арктика» едем из Сасыра в Зырянку
Хорошая дорога была только на озерах. В лесу в лучшем случае ехали 35 км/ч. Местами были ужасные участки со скоростью 5 км/ч. И не понятно, почему такая убитая дорога? Вся в ямах и кочках. Почему ее не выравнивают?
Где-то в 11-30 поползли на перевал через Момский хребет. Во второй машине начала подтекать солярка из бочки в прицепе. Еще вчера нам подмочило чехол от стола, и он сильно вонял солярой.
Панорама хребта Черского
В полвторого подъехали к основному подъему на перевал. Все грузовики внизу надевали цепи. В основном цепи ставили на одну ось. Но один КАМАЗ ставил на две оси — это мы видели впервые на маршруте.
На вершине перевала стояло 2 огромных четырехосных военных тягача MAN. Они везли заготовки для огромных бочек и еще много чего. Мы вдоволь нафоткались. Нам даже дали посидеть в кабине одного из тягачей. На пассажирском сиденье лежал карабин. Многие надписи на немецком и сами машины старые, но водители сказали, что машины — звери. Правда, расход от 50 до 100 литров на 100 км в зависимости от дроги. За кабиной самодельная кухня-спальня на базе маленького контейнера.
Спуск в долину реки Колыма
Рядом с Манами стоял Камаз, который отцепил телегу и поехал выручать сломавшегося на подъеме Камаза. Тот, что поехал выручать, вез крест, который обогнул уже всю Россию: его везли из Ивановской области в Билибино. Крест в Камазе сопровождал батюшка.
Тяжелая техника на перевале
На следующем перевале (последнем) остановились на перекус и заправку. Во второй машине совсем прохудилась наша двухсот литровая бочка с топливом и из нее нужно было слить остатки солярки. Бочка была плохо закреплена и прохудилась в месте промятины.
Начался спуск в бассейн Колымы. К 5 часам съехали с перевала. Горы на нашем маршруте закончились.
У подножия гор стоит поселок Угольное, который снабжает весь регион углем. Отсюда до Зырянки идет 50 км всесезонной грунтовой дороги. Дорога хорошая — ехали по ней 60-65 км/ч.
В 9 вечера въехали в Зырянку. Нашли первый открытый магазин «Новая линия» и сразу купили шампанское и торт на 8 марта. Пообщались с местными. В Зырянке живут добычей угля и портом на Колыме. Чем живут в Сасыре они не знают, но в Сасыр летом проезжают машины (они и раздолбили всю дорогу), а в Зырянку уже нет — только по реке и самолет. В этом же магазине нашли у покупателей квартиру по 1800 р. с человека. Дорого. Поехали в общагу. Мест в общаге не было, точнее, были, но она ведомственная и нам свободные номера не сдали. В это время хозяин квартиры одумался и все таки сдал нам двушку за 10000₽ в том же доме, где и общага (на последнем 4 этаже, прямо напротив магазина — ул. Леликова 5). Квартира нормальная, с горячей водой и сортиром.
Отметили 8 марта. Помылись и легли спать в полночь. Снова подтвердился график приема душа — ровно раз в 2 дня.
Сегодня проехали ровно 300 км.
9 марта. Зырянка — зимник
Подъем в 7. На улице -31. Сегодня нужно пройти минимум 480 км до Аргахтаха иначе не успеем на самолет. На завтрак яишенка с колбаской.
Выезд в 8-10. Заправились на единственной АЗС по 70₽ и в 8-25 выехали на маршрут. Самая дорогая солярка снова была в Усть-Нере (77,5). В 9-25 от второй машины поступила команда по радиостанции возвращаться — проблема с прицепом. Сломалась балка, на которой закреплены колеса. Нужно снять балку и ехать в Зырянку заваривать. Также при ударе лопнула двадцатилитровая канистра с маслом, и мы перелили масло в пятнашку (5 литров как раз успели вытечь).
Ремонт прицепа – лопнула колесная балка (ось)
В 10-15 открутили балку и поехали в Зырянку (Дима, Игорь и Костя). Остальные остались обедать. В нескольких км от Зырянки видели большие радары. Похоже ПВО. На картах их нет. Хотя, возможно, это от местного аэродрома, просто в отдалении.
В 11-10 въехали в Зырянку. У таксиста на небольшом универсале Toyota (он походу тут один таксует) спросили, где можно ремонтироваться. Заехали в большой синий гараж к дорожникам. Тут нас приютил большой бородатый добрый мужик Василий. Сварку мы взяли у друга Василия, а варил Игорь в гараже.
Дорожники тут как госструктура «Дороги Арктики» образовались только в этом году. А пока обслуживает частник, как и в Среднеколымске. Только со следующего сезона зимник будут делать Дороги Арктики. В гараже было много техники. Самосвалы Камаз и Урал. Тракторы К700. Огромный грейдер. Пока вся техника ждет следующий сезон.
Попили с Василием чайку с пирожками. Он тоже сказал, что Зырянка, это уголь, порт и дорожники. А Среднеколымск это национальный поселок, где живут якуты и эвены (как и в Сасыре) и занимаются сельским хозяйством. Василий дал нам телефоны жилья в Среднеколымске и Аргахтахе, но сказал, что в лучшем случае мы доедем до Среднеколымска к ночи.
Ремонт прицепа
Пгт. Зырянка – вид на реку Колыма
Говорит, не переживайте — доедете до своего Певека. Спрашиваем — до 13 доедем? «Не, до 13 не доедете, сдавайте билеты».
В Зырянке каждый год проходят туристы. И пешком и на велосипедах, итальянец ехал на самокате. Также Василий в апреле 2016 видел мужика, катящего перед собой тележку. Это наверняка тот же мужик, которого мы видели у кафе Куба в сентябре 2015.
Основное снабжение Зырянки идет по Колыме от района Сусумана, чуть ниже новой ГЭС. Оттуда река судоходная и есть всесезонная дорога от трассы Колыма. Река открывается для судоходства в июне. А с моря завоз только в конце августа. С моря тоже везут, но от трассы Колыма везут больше.
Связались с отелем Алазея — 1700₽ с человека, места есть.
В 13-45 выехали из Зырянки. Через час доехали до места аварии, где нас ждали остальные участники экспедиции, и стали устанавливать заваренную балку.
В 16-00 починились. Попили чайку и двинулись дальше.
Зимник шел не так как в Яндекс картах и главное он не шел по Колыме! Раньше зимник прокладывали прямо по реке, но тяжелые грузовики проваливались под лед и теперь зимник идет по лесу и болотам и дорога гораздо хуже.
В 19-20 встретили на пути избушку, пригодную для ночлега. Решили встать тут, но в палатке, потому что избушка совсем уж простенькая с занавеской вместо двери. До Среднеколымска оставалось еще 240 км. Завтра чтобы добраться до Черского придется ехать почти 900 км. Это нереально. Наверное, надо ночевать в районе Андрюшкино и то придется ехать весь день и всю ночь.
Появились шансы опоздать на самолет… ;-)
На ужин пельмешки. Сегодня варили 2 пачки по 50 шт.
На улице перед сном было -26C. Спать легли в 21-30, а подъем в 5, поэтому дежурить у печки будем по полтора часа.
Сегодня продвинулись в нужном направлении всего на 125 км (примерно).
10 марта. Зимник — Аргахтах
Подъем в 5 утра. Шел снег, и было всего -22 градуса. Сегодня будем ехать до упора.
На завтрак горячий суп. Выезд, как и планировали, в 6 утра. Дорога по-прежнему была плохая, поэтому скорость движения 20-30 км/ч.
В 7-23 прошли Северный полярный круг. Знаков никаких не было. Смотрели по навигатору. Выпили по стопочке рижского бальзама за первое взятие полярного круга на машине. После въезда в Среднеколымский район дорога действительно стала хуже, и скорость упала до 15-20 км/ч.
В 9 утра в попутном направлении стояли 2 огромных четырехосных тягача Татра. Мужики перекачивали топливо. Машины похожи на Маны, которые мы видели позавчера. И расход тоже литр на км. Сказали, что такие машины могут пойти прямо по лесотундре, причем даже с гружеными прицепами. Именно так и пробивают стихийные зимники. Дорога в Певек через Омолон как раз стихийная, ее не чистят и нам не рекомендовали там ехать. Придется возвращаться той же дорогой, что и едем сейчас — зимником Арктика.
К трем часам на горизонте задымили трубы котелен Среднеколымска. Но дорога шла такими идиотскими петлями, что до города мы добрались только в 16-20. Статус города Среднеколымск получил еще в 18 веке, когда был центром колымской губернии, и теперь остается городом, хотя население всего чуть более 3000 человек.
Фотосессия на центральной площади с памятником 350 лет городу.
Зашли в краеведческий музей. Тут нам сказали, что стада оленей есть только в поселке Березовское, а в самом Среднеколымске кочевого животноводства уже нет. В городе занимаются кто чем. Крупных производств нет. Выступает как транспортный речной хаб, административный центр и снабжает углем и продуктами окрестные поселки. Летней дороги нет.
Хотели перекусить в суши баре, но там полчаса ждать и не стали (а зря — интересно зайти в суши бар в таком месте). Купили в магазине еды на перекус в дорогу и пивка. Обсуждали вопрос сдачи билетов на самолет в местном аэропорту, но решили пока этого не делать и доехать до Черского, в котором тоже есть аэропорт.
Заправка, подкачка колес и в 18-40 в путь на Андрюшкино.
На выезде -28С градусов.
Дорога пошла частично по озерам, где скорость заметно вырастала (до 60 км/ч). При этом мы еще не делали крюки для объездов. Странно, что в сторону Зырянки весь зимник идет в обход всех озер, хотя делает его то же Среднеколымское дорожное управление. Около 11 вечера в 20 км от Аргахтаха было несколько избушек, но все непригодные для ночевки.
В 23-45 добрались до Аргахтаха. На улице -40С и спать в палатке совсем неохота. Аргахтах оказался больше, чем мы думали.
Подъехали к новенькой дизельной электростанции из 5 дизель генераторов — там были люди и можно разузнать про ночлег. В 0-20 нас хотели заселить в биллиардную, но не нашли ключ. В итоге мы заночевали в комнате квартиры на втором этаже барака. Здание жуткое. Вода из батарей отопления. Но главное тепло.
Хозяин комнаты молодой парень рассказал, что в поселке около 500 человек. Живут в основном охотой и рыбалкой. Сам он охотник на медведя, росомаху, соболя. Медведя на мясо. Соболь шкурка около 2500₽. Шкурка росомахи — 2000₽. Парень учился в Якутске в техникуме, но приходилось много работать и его выгнали. В следующем году он снова хочет уехать.
Машины отогнали в более-менее теплый гараж у электростанции, но Дима и Игорь остались спать в машинах.
Легли спать в 1-30.
Сегодня прошли около 370 км.
11 марта. Аргахтах — Анюйск
Подъем в 7-00. На завтрак макароны с тефтельками, которые нам приготовил хозяин сам. Мы оставили гостеприимному парню денег и меда.
На улице -38. Выезд в 8-05.
Дорога снова как вчера — по озерам автобан, а между озерами — кошмарный ужас!
В пол-одиннадцатого встретили колону из 4 бензовозов Урал. Разжились у них топливом по 50 р., за литр.
В полпервого прошли поселок Андрюшкино. Недалеко от поселка стоял сломавшийся трактор К700, который делал дороги. Здесь уже тундра и местами лесотундра. Дорога заметно улучшилась. Во-первых, по тундровым болотам дорога гораздо ровнее, чем через лес. Во-вторых, много озер и рек и дорога по возможности шла по ним. Ну и в-третьих, дорожники здесь видимо лучше работают.
В 19-40 мы наконец-то выехали на зимник по реке Колыма. Пошла дорога типа автобан. Как же долго мы ждали такую дорогу! Почему от Зырянки до Среднеколымска не идет такая дорога по Колыме, а идет через «жопу» на сутки дольше, совершенно не ясно.
За час мы проехали 75 км. А при подъезде к Среднеколымску мы 55 км шли 2,5 часа при том, что по прямой было 25!
В 20-40 дорога зашла в протоку Дуванную, но на берег не вышла и мы по-прежнему ехали 75 км/ч. Остановились на заправку из своих бочек, потому что до Черского не хватит, а заправок по дороге нет.
На улице -38. В 21-10 двинулись дальше.
В полдвеннадцатого подъехали к развилке в 12 км от Черского, где от нашего зимника отходил поворот на чукотский поселок Анюйск, от которого в Билибино идет всесезонная дорога. Ранее нам дальнобои рекомендовали ехать этим путем. Зимник Арктика был пройден за 5 дней с учетом поломки прицепа.
Мы на первой машине повернули и проехав пару сотен метров по нечищеной «натоптанной» дороге остановились у фуры уточнить про дорогу. Выяснили, что дорога на Анюйск хоть и нечищеная, но лучше чем через Черский. Поехали на Анюйск. Дорога интересная, такой еще у нас не было. Это реально пробитая фурами дорога. Главное на такой дороге обойтись без встречек, а то не разъедешься.
Колыма в этом месте самая широкая — около 3 км. Далее она распадается на рукава и такого размера уже не будет.
В 1-30 ночи мы пересекли границу с Чукоткой. Ура! Отметили рюмочкой на капоте. На улице было -41С. Последний на маршруте перевод часов — мы в самом восточном регионе России.
В 2-45 (по чукотскому времени) въехали в поселок Анюйск. Здесь население всего 300-400 человек: эвены, якуты, русские. У съезда с зимника стоял большой корабль, вмерзший во льды. В поселке огромная нефтебаза. Анюйск это важный порт (на притоке Колымы — реке Анюй) и через него снабжают чукотские поселки и даже Билибино с Певеком. Т.е. это очень важный логистический пункт для Чукотки.
Поэтому Анюйск и соединен с Билибино всесезонной дорогой. Через Черский Чукотка снабжается меньше, потому что Якутия и Чукотка слабо связаны друг с другом. За всю поездку по Якутии мы не видели ни одной машины с чукотскими номерами.
Занесло!
АЗС на нефтебазе работает только с 9 утра, поэтому мы не заправлялись.
Нашли котельную. Там Дима поговорил с дежурными работниками и нам нашли квартиру. Местный парень эвен Николай приютил нас в своей свободной квартире. Ему 24 года и у него 3 дочки — пока детишки не подрастут, никуда уезжать не планирует. Говорит только по-русски. Пока ехали к квартире, вторая машина соскочила с дороги — пришлось дергать.
Сегодня прошли 580 км.
12 – 13 марта. Анюйск – Билибино – Илирней — Певек
Подъем в 6-40. Спали всего 2,5 часа. На завтрак горячий супчик.
Написал на Билибинскую АЭС, что мы будем у них в обед.
Выехали в 8-10. Перед выездом общались с местным полицейским, который подъехал проверить кто мы такие. Здесь очень плохо ловится GPS, периодически навигатор показывал, что мы уже в Билибино.
Чукотка. Круглогодичная трасса Анюйск – Билибино, около 250 км.
Дорога узкая и для разъезда приходится долго ждать встречку в «кармане». Первая же встречка — новенький трехосный Урал — при разъезде с нами поехал слишком быстро, заехал на мягкую обочину и упал на бок. Ничего не помял и не разбил. Водитель цел, связь мобильная у него есть. Мы помочь вытянуть такую махину уже не могли и поехали дальше в 8-40. Дима сразу верно подметил, что если бы этот самосвал упал на час раньше и его приехал бы вытягивать другой грузовик, то они перегородили бы дорогу на полдня и для нас это была бы катастрофа — до самолета всего сутки.
Скорость по данной всесезонной дороге мы держали в районе 50 км/ч. После падения Урала на наших глазах, мы все понимали как опасна мягкая обочина.
Рельеф сменился на холмистый.
В 9-45 у нас стал отваливаться один брызговик. Открутили и убрали в багажник.
Следующие 2 встречки дружно встали нас пропускать. Мы спросили у первого водителя, какие тут правила разъезда? Те, кто едет на Билибино всегда главные. Водитель оказался из Горно-Алтайска, сейчас живет в Магадане, а машина у него ханты-мансийская. По рации мы здесь дальнобоев не услышим, потому что тут используют УКВ рации с дальностью 40 км, а у нас диапазон СВ.
Билибинская АЭС – самая северная атомная электростанция в мире
Сегодня за окном опять сплошные лиственницы, хотя вчера уже была тундра.
Примерно за 100 км до Билибино на горизонте появились высокие горы. Пейзаж необычный. Жаль, что на небе дымка. При приближении к горам деревья стали исчезать.
В 42 км от Билибино был полузаброшеный поселок Встречный. Здесь рядом прииск и есть заправка, но нас там заправлять отказались, типа только для своих. Пришлось заправляться из своих бочек. Заправились очень оперативно — менее 20 минут.
В 2 часа прошли перевал «Крутой». Один из самых серьезных на нашем маршруте. Если бы тут шел снег, то было бы тяжко.
Чукотка. Провалились в наледь у с. Илирней
Навстречу неслись огромные бензовозы, которые снабжают разбросанные вокруг прииски.
В 2 часа въехали в Билибино. Долго не могли понять, где АЭС. В итоге в 14-30 нашли АЭС, но, к сожалению, их СБ не успела нам оформить пропуск. Жаль. Экскурсия на самую северную АЭС и единственную на вечной мерзлоте, была бы интересна.
Чукотка. Метель – видимость упала
Заправились. Зашли в кафе «Кормилица». Очень вкусно пообедали. Хозяин дал нам в качестве презента соленое китовое сало — мантак. Класс! Позвонили на большую землю — узнали, что в Певеке снег и ветер. Можем не успеть на самолет.
Зашли в магазин закупиться на финальную дорогу. Цены в Билибино просто космические. Считается, что Билибино самый дорогой город России.
В 16-15 поехали на Певек! Надо пройти 460 км. Это вполне реально, но на нас надвигается циклон и может занести зимник!
В городе спросили у таксиста как правильно выехать на Певек. Он объяснил, и мы поехали. Действительно стояли знаки. Но дорога оказалась мертвая (мы не там повернули). На 3 км этой «дороги» мы застряли на небольшом перевале с крестом. Позвонили в МЧС — они нам объяснили, что это не та дорога. Выкопались, развернули прицепы и поехали назад.
Чукотка. Буран. Зимник на Певек – видимость упала до 8-10 м.
В 17-45 снова выехали на Певек по другому маршруту. Снова не то — это старая дорога через Бараниху. Еле-еле узнали дорогу — надо ехать в сторону аэропорта Кепервеем и на 26 км повернуть налево на Илирней. Выехали в 18-30. Два часа мы тупо искали выезд из Билибино в Певек, хотя это одна из двух дорог загород! В 18-55 повернули на Илирней. Задул сильный ветер и пошел снег. С 20 до 21 вечера дорога была ужасная. Местами была такая пурга, что не видно дороги. Жутковато. Потом нам попался пикет дорожников из двух бульдозеров и вахтовки, которые шли нам на встречу. Соответственно, они подровняли дорогу, и скорость нашего продвижения выросла до 30 км/ч. Но не на долго. Основная часть дороги адски убита! Хочется спросить у тех служб, которые ее делают — а вы вообще
Восточно-Сибирское море, едем на Певек
В час ночи остановились на пятаке в 5 км от Илирнея. У второй машины потеряли прицеп. Поехали подбирать.
Нашли метрах в 500-х. Срезало оба болта прицепного устройства. Благо у запаски на прицепе были точно такие же болты.
Выехали на маршрут в 1-55.
Буквально через 10 минут провалились первой машиной в наледь, когда уже было видно огни Илирнея. Выбрались в 3-20. Два часа потеряли на авариях в такой важный момент.
До самого позднего приезда в аэропорт осталось 8 часов. Благо самый сложный участок прошли.
Покрутились в поселке. Узнали в каком-то домике (видимо диспетчер вертолетного аэродрома) как выехать на трассу. И тут — чудо. Мы выехали на насыпную гравийку — часть строящейся трассы от Омолона. Скорость 50 км/ч.
Встречный Урал сказал нам, что впереди будут огромные наледи, но бояться их не стоит и можно смело ехать по ним.
На перевале шел сильный снег. Я поспал 10 минут, потому что рубило. Дима и Игорь совсем не спали, и мы постоянно ехали.
По насыпной проехали ровно 100 км, и она кончилась и перешла в зимник. По зимнику прошли всего 10 км, правда, по большим наледям. Если бы нас не предупредили, что наледи не опасные, мы наверняка побоялись бы по ним идти.
В 6-50 утра встретили первые встречные машины за 4 часа. Они рассказали нам, что едем правильно и через каких-то пару км начнется наливная (ледяная) дорога «Купол». Пока общались с водителями, вокруг бегала рыжая лисица.
По дороге Купол реально мы поехали 70 км/ч. Началась финишная прямая нашего путешествия до Певека. Снег почти перестал. Вот бы все дороги были такие! Почему Купол себе делает, а государство не может?
Наливной зимник, соединяющий месторождение «Купол» с Певеком
В 7-20 остановились на заправку из своих бочек. Для питания насоса использовали две пары «крокодилов» — от мороза у двух проводов лопнула обмотка.
Здесь впервые в жизни увидели такое атмосферное явление, когда невозможно отличить небо и землю, а горизонт полностью отсутствует. Если бы не синие столбики вдоль левой обочины, ехать было бы невозможно.
На улице -20, ветер и влажность — пробирает до костей.
В 9-25 утра выехали на лед Чаунской губы Восточно-Сибирского моря. Из-за плохой видимости и скользкой дороги ехали 60-65 км/ч.
Когда появилась связь, пришло сообщение, что рейс из Певека задерживается до 14-20. Это значит, что изо всех сил торопиться, чтобы приехать в аэропорт к 12 не обязательно. Но все-таки мы старались на всякий случай (вдруг рейс не задерживали). В итоге к аэропорту мы подъехали в 11-55. Это фантастика! Все было против нас с самого утра вчерашнего дня: авария самосвала Урал, поиск выезда из Билибино, жуткая дорога до Илирнея, сильнейшая снежная поземка, потеря прицепа, провал в наледь, буран на перевале и почти нулевая видимость на скользкой наливной дороге. В довершение у нас уже было отставание от первоначального графика на сутки. Но в итоге мы приехали ровно к самолету. Дима и Игорь совершили подвиг — 28 часов за рулем после 3 часов сна! За 28 часов мы прошли 700 км от Анюйска до Певека.
Сделали прощальное фото перед аэропортом. Жаль, что нигде не было большой вывески с надписью Певек.
Часть команды вылетела из Певека в 14-30. А оставшимся участникам экспедиции (2 Димы, Владимир, Игорь и Вероника) после пары дней отдыха в Певеке предстоял обратный путь. Та же жуткая дорога Андрюшкино — трасса Колыма, та же не менее жуткая трасса Илирней — Билибино. Ехать той же дорогой обратно в таких условиях очень печально. Удачи оставшимся участникам экспедиции.
В аэропорту Певека
14 марта. Певек, дневка
В Певеке провели полноценную дневку 14 марта, отметились у пограничников (хотя не совсем понятно зачем, ведь с июня 2018 года регистрация отменена). Днем, пока ребята проводили ТО транспорта,
Восточно-Сибирское море, Чаунская губа, набережная Певека
«Южак» — местное локальное погодное явление – сильный порывистый ветер, порой ураганной силы. Поднимает снег и снежную пыль, дороги и колеи в тундре переметает – движение чаще всего не возможно.
Порт Певека, «Академик Ломоносов» на рейде, плавучая атомная электростанция
В Певеке
15 марта. Певек — зимник
Неспешно завтракаем, подъедаем бутеры с икрой, картошечку с олениной и собираемся в обратный путь. В 11-38 час. стартуем из Певека, метеорологи дают добро, но предупреждают, что уже к вечеру Певек может накрыть тот самый южак, характерный именно для Чаунской губы. На одном дыханье проезжаем ледовую дорогу, светит солнце, открываются чудные виды на сопки и кажется такой дороге нет конца, но это Чукотка. И как только мы съезжаем на отворотку с указателем Билибино, все кардинально меняется. Появляются, казалось бы, из ниоткуда переметы и надувы, через метров 700 понимаем, что пока большегрузы не пробьют дорогу, делать нам там нечего, возвращаемся на развилку и встаём на ночёвку. Позже подъезжает МАЗ, но тоже не решается ехать в ночь, тем более до этого поступила информация, что один из грузовиков проломил наледь и дальше образовалась «пробка». Остановились на ночевку в машинах. Как говорят местные «пуржить или пурговать».
16 марта. Зимник – оз. Илирней.
Утром короткий завтрак. Выезжаем на зимник по следу МАЗа, колея глубокая, пробуем проехать с цепями и лопатами, — толкаем и копаем ;-) пропускаем вперед ещё два Урала, и очень медленно двигаемся вперёд, проехали около 2 км за 2 часа.
Певек – Билибино. Копаем дорогу, и пытаемся «пробиться» через переметы в тундре
Тут нас нагоняет ещё три большегруза, два из которых берут нас на буксир и дотягивают до наледи, примерно 4 км.
Проходим сложный участок тундры на буксире
Наледи проходим без проблем и в скором времени оказываемся на насыпной дороге, но к этому времени усиливается поземка, пуржит и мы медленно пробиваемся через заносы, в итоге на очередном затяжном подъёме видим стоящий в стороне от обочины трактор дорожников — Кальмар, а проезжающий мимо дальнобой говорит, что должны вернуться дорожники и починить у него колесо. Смысла дальше ехать нет, ждём либо Кальмара (К 700 – на местном ;-)), либо попутного дальнобоя. Минут через 20 появились дорожники, ещё мин 40 и выдвигаемся за Кальмаром, а через 30 км встаём пуржить на пикете дорожников. Вот так, несмотря на ранний выезд 16 марта в 07-10 час., за день мы проехали всего 74 км, и оказались у дорожников в районе 19 час.
Чукотка. Готовим горячий обед
Ветер местами до 30 м/с просто сдувал с ног и шатал авто. Это к вопросу о погоде и состоянию дороги, как все-таки повезло с погодой по дороге до Певека, когда от Билибино до аэропорта Певека расстояние в 480 км проехали за 17 час!!!
Остановились на ночевку у дорожников.
17 марта. Озеро Илирней — дневка
Завтрак, не спеша. «Погода не летная». И вот на календаре уже 17 марта и третий день как мы выехали из г. Певек, в общей сложности за эти дни прошли около 300 км, да и при всем желании не смогли бы больше. Весь день «пуржили» у дорожников, которые предоставили нам один из балков – теплый вагончик с двумя комнатами, электричеством и умывальником, читали, пекли блины и занимались ничего не деланьем. А еще у них был теплый туалет и баня, чем мы не преминули воспользоваться. Утром следующего дня ветер подтих, два Кальмара провели расчистку территории или просто разминались, вахтовка уехала на разведку, а мы в нетерпении ждем команды «Старт»!
Ночуем у дорожников в балке.
18 марта. Оз.Илирней – Кепервеем
Ранний завтрак. На небе кусками виден голубой цвет. Есть шансы стартовать сегодня ;-). В 09-22 час. наш Кальмар выехал на расчистку дороги в сторону с. Илирней, что ж мы уже давно собраны и готовы к новому броску в покорении зимника, ведь впереди ещё не один сложный участок дороги. Стартуем в 09-24 час. Проехали за Кальмаром 35 км до своротки на с. Илирней.
Направление на Билибино. Едем за кальмаром (трактор К 700)
Заехали в магазин, подкрепились и в 12-36 час. выезжаем в сторону Билибино. Объезжаем стороной наледь, доставившую нам ранее определенные неудобства. Вначале дорога не кажется такой убитой, как в прошлый раз, но это зимник, а значит нельзя расслабляться! После сильного бурана, кочек по сравнению с дорогой туда, стало значительно меньше, но вместо них появились глубокие снежные борозды, наши машины шли то полубоком, а местами казалось еще чуть-чуть и угол наклона будет критическим, то периодически вязли в снежной каше, а еще под вечер у прицепа с пробелом в корме отпала задняя стенка с номером, так что пока искали, пока пробивались дальше до Билибино не доехали, ночевали км в 40 у своротки на Кепервеем.
Ночуем в машинах.
19 марта. Кепервеем – Черский
Сегодня завтракаем горячими пельменями. Нам в очередной раз казалось, что вот он свет в конце туннеля, что дальше не спеша протрясемся по знакомым кочкам, тщательно проработаем мышцы стабилизаторы и расслаблено доедем до Черского, где нас ждал редактор местной газеты Алексей Дмитриевич. В таком настроении нас застало утро 19 марта, взбодрила чашечка свежезаваренного кофе и в 08-15 выехали в сторону Билибино. В десятом часу утра были уже на месте.
Чукотка. Переезд через реку Энмынвеем
Немного статистики: от Билибино до Певека мы доехали за 17 час., а из Певека до Билибино, тоже расстояние преодолели почти за 4 суток, вот вам и Арктика, а всего то пару дней ветра со снегом и можно забыть про дорогу, остаются только направления!!!
Посещение музея в Билибино
Цены в г. Билибино или не говорите, что мы плохо живем!
Готовые к любым ценам и жаждущие пополнить запасы в боевом настроение приехали в г. Билибино, но первый же магазин наш пыл подостудил, сейчас поймете почему):
«Доширак в стаканчике 125 руб., яйца от 250 руб. до 370 руб. за десяток, вода газированная Билибинская 1,5 л. (в Певеке стоила 50 руб., здесь 100?! (Как так?!) и купить ее можно только в муниципальных магазинах, вот она большая страна контрастов), морковка мытая поштучно завернутая – 600 руб. за кг., просто мытая 420 руб. за кг, молоко — 240 руб. литр, сыр Российский – 1400 руб. за кг, апельсины – 600 руб. за кг, вода газированная 1,5 л – 190 руб.
Часть продуктов можно купить с уценкой, поскольку пока они доезжают у них заканчивается срок годности, так у нас появились печеньки несколько видов, включая орешки со сгущенкой, зато они не крошились ;). При этих ценах, средняя зарплата продавца – 35 тыс. рублей!
Из хорошего, все-таки есть список продуктов с дотацией от государства, например: оленина на кости – цена за кг 245 руб., тушенка из оленины – очень вкусная, банка 325 гр. стоит 140 руб., но продается она только в муниципальных Универсамах, там же можно купить соленого чира в вакууме, местные варено-копченные колбасы из оленины, без всяких ГМО в район 800 руб. за кг (кстати колбаса вкусная, чувствуется что натуральная и минимум ингредиентов), нам еще досталась нерка, соленная последний кусочек, тоже отличного качества.»
В г. Билибино сходили в местный музей, подзакупились, заправились и в 12-25 час. и выдвинулись в сторону пгт. Черский. Через 5 час неплохой дороги, переговорив с дальнобоями, решили ехать по «официальному» зимнику, тот по которому ехали до Анюйска сказали не чищен и в переметах. По дороге нам встретились те самые МАНы, которые мы видели 7 марта на одном из перевалов, когда выехали на зимник Арктика, прошло уже 12 дней, а они только подъезжали к г. Билибино, получается за это время они преодолели максимум 1400 км.
Едем по переметам в тундре на пгт. Черский. Пока еще на Чукотке
Едем на буксире. Подъем на перевал «Родинка»: протяженные наддувы, и глубокие колеи от вездеходного транспорта
В начале шестого съезжаем на верхний зимник в сторону Черского предвкушая скорую дорогу, расстояние то всего 82 км. Первые километры проезжаем быстро, пока не начинаются подъемы, глубокая колея, ветер и переметы, на которые вначале и не обращаем внимания, а зря! Сильный ветер, температура резко упала. Нас догоняют два МАЗа бензовоза, грустно смотрят на нас, берут нас на буксир со словами, что дотянем до верха, а дальше уж сами, и по отечески советуют вернуться (а куда???), так как самое интересное начнется, потом и будет затяжной перевал «Родинка», в который возможно и они не въедут. Вот тут и началось…
Протащив пару километров МАЗы нас отцепили, но не надолго, видимо понимая что теперь мы были в одной связке и не бросать же нас в сугробе, в итоге они как старшие и сильные взяли шефство над своими младшими собратьями, за что мы им премного благодарны! Лесные участки с хорошей дорогой проходили своим ходом, а открытые с колеей и переметами цеплялись за наши добрые МАЗики. Ближе часам к 21 вечера вся наша колонна упёрлась в раскорячившийся в овраге КАМАЗ длинномер, который не мог пройти небольшой овражистый подъем забитый снегом. В итоге его вытащил другой большегруз, но простояли мы там часа 1,5. Стемнело,
20 марта. Черский – р. Чукочья.
Утром 20 марта заправились, заехали к главному редактору газеты «Колымская правда», пообщались, узнали последние новости, в том числе про короновирус, который и в наши планы внес свои корректировки. Редактор газеты спешил в церковь, оказывается, приехал священник, тот самый про которого ранее упоминали вместе с МАНами. В районе 12-00 час. выехали в сторону Среднеколымска.
Пгт. Черский, в редакции газеты «Колымская правда»
Якутия, Черский – памятник полярной авиации
Первые 210 км по р. Колыма просто шикарный бродвей, погода солнечная, по берегам видно много добротных рыбацких и охотничьих изб. Съехали с реки в 16-10, скорость упала до 20-30 км/час, и через 5 час добрались до избы на р. Чукочья (приметили ее ещё по дороге туда). Устроили праздничный ужин, нажарили оленины, натушили овощей, достали соленого чира и насладились простыми житейскими радостями, так как основная наша жизнь проходит в авто. Мы тут и спим, и едим и едем. Среднее время в дороге и движении 13-14 час., на улице не жарко, ночью в районе -30С и ниже, расстояние мерить км бессмысленно, все в часах, сколько получится, столько и проедешь.
21 марта. Река Чукочья — зимник
Вот уже 7 день как мы выехали из Певека, на календаре 21 марта, в 08-10 завтракаем и едем дальше. Дорога есть…, но настолько она трясучая и медленная, пейзаж однотипный, много горелого лиственничного леса, что к вечеру все начинают смотреть на часы, когда же ночёвка, подрастрясло. В 21-45 встаем на ночевку км за 40 до Среднеколымска, за 13 час мы проехали 280 км, на сухом языке цифр это получается 21,5 км/ час. Игорь Николаевич очень емко на вечернем «курултае» — собрании охарактеризовал текущий день одним словом — «опустошенность».
22 марта. Зимник — зимник
Ранний подъем, завтрак — супчик и едем дальше. В Среднеколымске, закупаемся, берем мороженой рыбки, и местный деликатес – «макс» (печень налима в желудке – употреблять обязательно мороженной с солью и перцем) и узнаем про авиабилеты для Владимира, так как становится, очевидно, что к 25 марта доехать до Якутска не получится. В районе 12-00 час. Выезжаем!
Обед на зимнике
Петляем по зимнику, проложенному исключительно в обход всех рек и озёр, в отличии от Нижнеколымского района, где по возможности зимник идёт по водным артериям, что облегчает движение. За день проехали около 200 км. По дороге много звериных следов. Видели красивого рыжего лиса и смешную шкодливую шоколадного цвета норку, которая с усердием тащила небольшую банку по сугробам, бросила, увидев нас, потом вернулась и смешно запрыгала по снегу, словно играя, то роняя, то поднимая банку. Были ещё следы волка, росомахи и две собаки, у одной из них был такой печальный вид, что банка тушёнки из оленины была отдана без особых раздумий. Ночевали уже как обычно в машинах, км в 160 от Зырянки. К этому моменту ритм путешествия уже окончательно сформировался: подъем в районе 7 утра, завтрак – кофе и горячий супчик, выезд в районе 8 утра, по дороге – колбасный\сало перекус, часов в 5 пельменная остановка, она же ужин, остановка на ночлег между 21 и 22 час., перекус и курултай ;).
23 марта. Зимник — Зырянка
До Зырянки добрались 23 марта ближе к 16-00 час., Владимир купил билет, до Якутска летает самолет АН-24. Спасибо приветливому кассиру Алле, все рассказала, узнала про гостиницу. В итоге ночевали в той же общаге по 650 руб. с чел. Несмотря на ветхость номеров и обстановку, главное был душ, туалет и место, где приготовить. Для нас эти номера казались вариантом люкс)!
24 марта. Зырянка — Сысыр
Утром 24 марта попрощались с Владимиром, пожелали ему хорошей дороги и летной погоды и выехали в направлении с. Сасыр.
Якутия. Вид на хребет Черского на закате
Дорога хоть и не сильно, но изменилась, плюс прекрасная солнечная погода, синее небо и великолепные снежные горные пейзажи бодрили, вносили умиротворение в состояние души и тела. Так и добрались к вечеру до парковки у с. Сасыр, где и заночевали в машинах.
25 марта. Cасыр – Усть-Нера
Завершающий день на зимнике «Арктика». И вот уже 25 марта — последний рывок про зимнику в сторону большой земли, проходим наледи и три перевала по хорошей погоде, даже не хочется думать, чтобы тут было, если бы запуржило… Считаем последние километры до хорошей дороге, и уже немножко грустно покидать этот затерянный суровый мир бездорожья и вот в 18-30 мы выходим на «0» км – прощай зимник «Арктика»!
В 19-45 добрались до Усть-Неры, правда, заночевать в том же гостевом доме не получилось, все занято. Ночуем в машинах у сервиса, поскольку на 26 марта запланировано плановое ТО авто.
Завершение зимника «Арктика»
26 марта. Усть-Нера — Хандыга
Завтрак. С раннего утра работаем в СТО: заменили масла и фильтра, а так же провели полный осмотр и дефектовку всех узлов. В 12-20 час. проехав плакат «Усть-Нера – горячее сердце на полюсе холода» выехали на трассу «Колыма». Ночевка за Хандыгой в машинах.
27 марта. Хандыга — Томмот
Температура утром -20С. Традиционно прогрели мотор автономкой. Сильный буран – видимость ограничена. Обед в кафе. За Якутском начинается асфальт. Температура днем -14С. Прекрасный сухой асфальт, средняя скорость 80 км\час.
Въехали в Томмот в 22:00. Ночь в машинах.
28 марта. Томмот — Тында
Позавтракали. Температура утром -15С. Каждый день становиться теплей. На трассе «Лена» уже развит придорожный сервис – обедать и ужинать стараемся в кафе, так сильно быстрее. Трасса практически сухая, машин очень мало. Ночевка за Тындой в машинах.
29 марта. Тында — Чернышевск
Температура утром -3С. Днем яркое солнце – на улице можно ходить в кофтах, уже весна.
Уже несколько дней не используем автономные котлы для запуска двигателей – не привычно. Трасса «Амур» прекрасный асфальт, отличные виды и практически полное отсутствие трафика. Скорость 85-90 км\час. Обедаем и ужинаем в кафе. Ночевка в машинах.
30 марта. Чернышевск – Улан-Удэ
Трасса прекрасная, погода отличная. Машин становится больше. Скорость 85-90 км\час. На ночевку остановились в небольшом хостеле на окраине Улан-Удэ. Сходили в душ и поспали в кроватях.
31 марта. Улан-Удэ — Куйтун
Температура утром -1С. Дорога хорошая. На смотровой площадке сделали несколько кадров Байкала во льду и дальше в дорогу. За Иркутском трафик становится значительно больше. В этот день съели последний пакет с пельменями ;-). Вокруг уже весна – снега практически нет. Обед и ужин в кафе. Ночевка традиционно в машинах.
1 апреля. Куйтун — Ачинск
Температура утром -2С. Ранний завтрак. Каждый день стараемся проезжать как можно больше. Сегодня тридцать девятый день путешествия – все устали. Прекрасный асфальт, средняя скорость 90 км\час. Ночевка в машинах.
2 апреля. Ачинск — Барнаул. Завершение маршрута
Температура утром -3С. Собрали салоны машин в походное положение, подготовились к завершающему переезду до Барнаула. Выехали из Красноярска в 11-00. В направлении Барнаула есть две АЗС «Газпром», они стоят напротив друг друга. Заправили дизельное топливо, выпили горячий кофе. Температура днем -2С. Прекрасный сухой асфальт, средняя скорость 90 км\час.
Въехали в Барнаул в 22:00. Путешествие завершилось!