Как бы не казалось странным, современный 2020 год для арктических авто путешественников наполнен весьма интересными открытиями и сюрпризами, подготовленными не только далекой и загадочной Чукоткой, но и в целом непостижимым севером, который манит к себя отважных любителей зимы, снега, морозов и романтики. Предполагать, строить планы, рассчитывать расстояния и скорость передвижения по зимникам Арктики в Якутии и на Чукотке дело настолько неблагодарное, что сколько бы ты не просчитывал, не изучал отчёты путешественников прошлых лет, все происходит здесь по своим суровым полярным правилам, понять или хотя бы прочувствовать которые можно только побывав в этих местах. Вот и мне посчастливилось попасть в марте на Чукотку с командой таких же увлечённых товарищей. И сидим мы сейчас с этими сотоварищами вторые сутки в снежном плену у дорожников на далекой Чукотке, примерно в 300 км от г. Певек и км в 180 от г. Билибино. Перспективы туманны, прогноз здесь дело неблагодарное, может будет дуть день, а может и неделю. Еще хорошо, что мы вчера пробились до Кальмара(он же трактор К-700), при нас его починили(заменили спустившее колесо), он прочистил перевал, зацепил тросом одну из Тойотушек за выступ ковша и протянул через сложный участок. Потом еще км 25 и мы добрались до того самого пикета дорожников(в общем то и наш Кальмар потом приехал туда на постой), где и сидим сейчас, гоняем чаи с блинами и рассуждаем о нашей судьбе, неторопливых дорожниках, о развитии Чукотки, о том есть ли будущее у этих территорий?! А что ещё остается, сидя в теплом балке, набраться терпения и ждать погоды…. А пока можно вернуться к началу проекта под названием«Теплый ключ — это хорошо, но есть места похолодней». Началось все в ноябре, когда мне пришлось отказаться от задуманного лыжного маршрута на Укок по разным причинам, и прежде чем впасть в хандру по данному поводу от руководителя«Алтай – гид» Дмитрия Юрочкина пришло предложение принять участие в марте 2020 года в экспедиционном проекте – авто путешествии на Чукотку, преследующего целью посетить один из самых удаленных и малоизученных уголков нашей страны, и побывать в самом северном городе России — Певек. На тот момент, представить реальную масштабность данного проекта было сложно, но от возможности увидеть самый удаленный и наименее изученный северный край, где до сих пор авто путешественники редкие гости(дорога на автомобиле возможна только два-три месяца в году, когда работает зимник), уже захватывало дух. Учитывая мое трепетное отношение и тягу к изучению северных территорий, отказаться я уже не могла и начала выстраивать планы, подбивать дела, смотреть отчёты, одним словом готовиться!
ЧАСТЬ 1. Дорога или направление до Певека Основная команда стартовала на двух подготовленных Тойтушках Прада 78 с прицепами-крепышами из г. Барнаул вечером 23 февраля(к слову у Тойотушек были свои имена ;), так же как и у лиц ответственных за их эксплуатацию,«Лютым с прицепом ПионерМ1 управлял Маэстро», а«Нагибатор с прицепом Пионер1М находился в руках Мастера»), а 25 февраля в г. Красноярск присоединились остальные участники, за исключением меня. По предварительной договоренности, как и было запланировано, я присоединилась к группе рано утром 5 марта в аэропорту г. Якутск. Итак, группа в сборе, нас 8 участников на 2 Тойотушках! До встречи ребята уже проехали вместе 10 дней и более 4 тыс. км, так что пришлось вливаться в мужской спаянный коллектив нашего экипажа. Место впереди за рулём уже было занято руководителем экспедиции Дмитрием, рядом с ним штурманом сидел Костя-добряк, сзади Денис-остряк и я. За рулём второго экипажа сидел знаменитый в своих кругах Игорь Николаевич, он же маэстро, штурманом был — Владимир Анатольевич, сзади расположились бывалые путешественники — Дима Лебедь и Людмила Анатольевна. Вот так для меня все начиналось:). В этот день мы проехали около 500 км по хорошей трассе и встали на ночёвку в палатке на льду замерзшей речки в окружении гор, а ещё был ужин из домашних пельменей, звёзды, мороз за минус 30 и простые радости от ощущения начала чего-то грандиозного. На следующий день добрались до пгт. Усть-Нера, по дороге посетив кафе с громким названием«Куба», заселились в гостевой дом, ночью температура доходила до -43, поэтому все были очень рады теплой ночёвке. Кстати, самое дорогое дизтопливо оказалось именно здесь, цена 76-50 руб. за литр. Утром 7 марта через 80 км в районе р. Бурустах, свернули на«зимник Арктика», хорошая дорога закончилась, появилось направление, проехали без особых проблем перевалы — Потапов, Антон и Поярков. На одном из них встретили огромные МАНы загруженные трубами и оборудованием для прииска в Билибинском районе Чукотки, с ними параллельно шел КАМАЗ с особой миссий, вез колокол из Ивановской области и священника по отдаленным населенным пунктам, о них еще будет упомянуто в этой истории. Смеркалось и тут на дорогу вышел непонятно откуда из леса местный мужичок, попросил папиросок и посоветовал обратиться по размещению в с. Сасыр к главе Петру Марковичу(что мы и сделали). Ближе часам к 9 вечера, проехав за день около 350 км, мы добрались до эвенского с. Сасыр, созванивались с главой поселения и нас пустили ночевать в местный клуб, так прошел первый день дороги по зимнику«Арктика».
# ЗИМНИК АРКТИКА — г. Певек, или 2200 км драйва в 2020 году!«Про зимник „Арктика“ и расстояние до г. Певек, хочется упомянуть отдельно. Официально зимник начинается от своротки с дороги у р.Бурустах в 80 км от пгт. Усть-Нера и заканчивается в пгт. Черский, его протяженность составляет примерно 1450 км. От пгт.Черский до границы с Чукоткой, а это примерно 80 км ничейный участок зимника(как он обслуживается и в чьем ведении непонятно), также есть альтернативный«стихийный зимник» по реке Колыма, по нему можно проехать только при благоприятных погодных условиях(по дороге в Певек мы так и сделали, зимник шел по реке, был ровнехонький и отлично укатан, а вот на обратной дороге его перемело и пришлось ехать по«официальному», но об этом позже). Дальше идет хороший участок насыпной дороги до г. Билибино, примерно 200 км. Парадокс Чукотки – круглогодичных дорог, связывающих тот же г. Билибино с большой землей нет, но в тоже время есть неплохие участки дорог внутреннего значения уходящие в никуда. От самого г. Билибино, правда для непосвященного обывателя не понятно где именно, начинается зимник на Певек. Как оказалось, надо ехать в сторону аэропорта и искать небольшой указатель на Илирней, это и есть начало зимника. Сам зимник обслуживается разными дорожными службами и отправляясь в путь, как показал опыт, рассчитывать на присутствие дорожников не стоит, стоит набраться терпения, запастись провиантом, топливом, верить в погоду, надежных товарищей и машины, оборудованные феном, вебастой, двойными стеклопакетами. Условно, в 2020 г. расстояние в 470 км(140+100+10+220) по зимнику от г. Билибино до г. Певека можно разделить на 4 участка: 1. г. Билибино — с. Илирней, расстояние 140 км(нет указателя выезда на зимник, есть наледи, плохо обслуживается, средняя скорость не больше 20-25 км/час); 2. с. Илирней – строящийся участок отсыпной дороги на Омолон протяженностью 100 км.(при хорошей погоде отличная дорога); 3. Участок между насыпной дорогой и ледовой примерно 10-12км.(время прохождения зависит от погоды и состояния наледи!, кем обслуживается непонятно); 4. Ледовая дорога(она же канадская») начинается от поворота на месторождение«Купол» до г. Певек и составляет 220 км(проходит частично по льду Чаунской губы Восточно-Сибирского моря, добротная, с вешками и указателями километров, хорошо обслуживаемая дорога, пока не задует знаменитый«южак»).» Следующим промежуточным пунктом остановки стал пгт. Зырянка, до которого мы добрались 8 марта уже в темноте. За день проехали около 300 км, время в пути 11 час. На улице холодало, заехали в магазин, сняли квартиру в общежитии, ребята не забыли про праздник и купили нам с Людмилой Анатольевной очень вкусный торт и шампанское, вот такое у нас было пиршество в Арктике! Утро 9 марта началось как обычно, ранний завтрак — яичница, сборы, заправка(цена 70 руб./литр за дизель), выезд около 8 утра. Правда км через 30 пути на одном из прицепов переломилась балка(к слову, с этим прицепом всю дорогу происходили небольшие неувязочки, что-то у него с кармой;)), часам к 3 дня поломку устранили и двинулись дальше, проехав за день в общей сложности 110 км, ночевали в лесу, было тепло, всего то -32 градуса. С этого момента темп экспедиции начинает незримо набирать обороты, так как троим участникам нужно до 12 часов дня 13 марта оказаться в г. Певек и успеть на самолёт! Ранний подъем 10 марта около 5 утра и в 06-05 выдвигаемся в сторону г. Среднеколымск. Дороги становятся всё хуже, скорость передвижения падает, а перед самым Среднеколымском дорога просто начинает петлять из стороны в сторону, словно ее специально прокладывали через все кочки, чтобы ни одна не осталась в стороне минуя озера и речки, хотя еще года два назад дорога шла по льду реки. В общей сложности проехали в этот день 335 км за 18 час. Встаём на ночёвку в с. Аргахтах почти в полночь и опять переводим время на час вперед. Пока заселились, пока поставили машины в теплый бокс, пока уложились время было уже третий час ночи, температура ночью падала до минус 40. Спасибо ребятам с дизельной котельной, предоставили теплый гараж и помогли с жильем. В доме-бараке, кривой пол, нет окон в подъезде, все старое и покосившиеся, но главное тепло, если нужна вода, то открывают кран приделанный к одной из батарей. Утром хозяин сварил на всех макароны с тефтельками, угостил солёным и очень вкусным чиром! Вот такие они северные жители, живут небогато, однако готовы помочь и поделиться с другими тем, что у них есть! Спим уже даже не 6 час., а не больше 4 час. 11 марта в 08-15 час покидаем с. Аргахтах, температура -38, и спеша по кочкам медленно двигаемся к цели. В районе 19-30 час. съезжаем на р. Колыма, начался автобан, поехали по реке минуя пгт. Черский и уже 12 марта остановились на ночёвку в с. Анюйск, а это уже Чукотка! проехав 580 км. С учётом очередного перевода времени на час вперед, встали на ночёвку в 03-25 час., чистое время в пути 18,5 час. По отработанной схеме нашли котельную, дежурного, он предоставил квартирку в едва живом доме, в котором был даже туалет, но главное крыша над головой, так как на улице -39. Поспав 3 часа, снова торопимся в путь до г. Певека, времени все меньше, ребята улетающие из аэропорта Певека заметно переживают. И вот он финальный бросок, 12 марта на часах 08-10, за бортом –36 градусов, до Певека 720 км, до посадки в самолет 27 час 50 мин. До г. Билибино добираемся к 14-30, пока магазин, заправка(кстати цена на дизтопливо на Чукотке фиксированная — 58 руб./литр), кафе, где нас угостили соленым китовым салом – мантак, и безуспешная попытка попасть на АЭС, время идёт. В итоге необъяснимый билибинский феномен — найти выезд на зимник в сторону Певека, превращается в настоящий квест с непролазными дорогами со старыми советскими табличками со словом«зимник», поисками пути и полным отсутствием нормальных живых указателей до Певека, в результате выезжаем в нужном направлении 12 марта в 18-55, а впереди еще почти 500 км. Надо отдать должное нашим главным рулевым — Дмитрию Сергеевичу и Игорю Николаевичу, они последние 3 суток спали по 3-4 часа, но держались лучше всех и несмотря ни на что, вели авто к намеченной цели. Вообще мы на тот момент догадывались, но не до конца осознавали насколько нам повезло с погодой, не было ни ветра ни снега, а это как мы знаем теперь — решающий фактор!!! Уж если задует, то неизвестно насколько, говорят неделю может дуть, переметы и сугробы образуются буквально на глазах, и там где пару часов назад была дорога, сегодня буксуют мощные полноприводные грузовики. Итак, еще раз отдельно остановлюсь на прохождении участка зимника в 470 км от Билибино до Певека 12-13 марта 2020 г., проехали за 17 час.(дабы сравнить с обратной дорогой, и поверьте будет с чем ;)): — Билибино-Илирней 140 км.(дорога в сторону аэропорта Кепервеем от указателя на Илирней расстояние 126 км), состояние дороги весьма удручающее — сплошные бугры и колдобины, средняя скорость не больше 20 км/час. На прохождение участка ушло больше 8 час! Экстрима добавило потеря Крепыша у Маэстро, его возврат в строй и наше приключение с наледью; — насыпной участок строящейся дороги до Омолона 100 км, вышли в 04-05, проехали за 2,5 часа; — участок между насыпной дорогой и ледовой, примерно 10-12 км, съехали на него в 06-25, проехали меньше чем за час; — ледовая«канадская» дорога 220 км, выехали в 07-15, идеальна подготовлена, средняя скорость 60 км/ час., доехали до аэропорта за 4,5 час. Выехав на ледовую дорогу считали минуты и столбики с обозначением километров, а учитывая оставшееся до вылета самолёта время, казалось, что расстояние сокращается очень медленно. Ещё была дозаправка из бочки почти на автомате, но тут пришла смс и все немного расслабились, сообщили, что рейс задерживается на 1,5 часа. В аэропорт приехали четко по плану 13 марта в 11-50, после езды нон-стоп 27,5 час! и 3 дневной совершенно сумасшедшей гонки по зимникам с остановками на сон не более 3-4 час. Мы то еще по очереди кемарили в машинах, а вот на каких ресурсах и как ребята ехали за рулем 27,5 час. по такой дороге, мне простой смертной не понять! В моем понимании – это какой-то сверхчеловеческий рывок, но они сделали все от них зависящие и успели к самолету! Времени оставалось немного, сделали пару фото, и вот уже часть команды — Людмила Анатольевна, Денис и Костя, скрылись в здании аэропорта. Не смотря на недосып и усталость, немного грустно расставаться, хотелось бы и посидеть на последок, поговорить, но времени нет. Так что пожелаем им хорошего полета и поедем искать метеорологов, нам еще предстоит провести денек другой в г. Певек и обратная не менее насыщенная и интересная дорога ;).
# ХРОНИКИ — успеть на самолет
Дата
Время в пути
Старт/финиш,(час-мин)
Пробег(км)
Время отдыха
Примечание
10 марта
18 час
06-05/02-15
335
5 час
Выезд 110 км от пгт. Зырянка –с. Аргахтах
11 марта
18,5 час
08-10/03-25
570
4 час
с. Аргахтах-с.Анюйск
12 марта
27,5 час
старт 08-25
230
3 час
С. Анюйск — г. Билибино
13 марта
финиш 11-50
470
—
г.Билибино — аэропорт Певека
Итого
Начиная с 06-05 утра 10 марта, из 78 час(2 часа перевод времени), 64 часа были в дороге, время отдыха 12 час и проехали 1600 км!
13.03 в 11-50 аэропорт Певека
ЧАСТЬ 2. Певек и долгая дорога домой А дальше был Певек, проживание в общежитии у приветливых метеорологов, жаренная картошечка, рыбка и знакомство с замечательным и располагающим к себе метеорологом старой закалки — Дмитрием Аркадьевичем, приветливой комендантшей в возрасте Валентиной Федоровной, обстановкой дышащей тем временем, когда жизнь там била ключом и стены помнят и первоткрывателей геологов, и полярников и те времена, когда метеорологическая служба переживала лучшие времена. Может все ещё вернется и город ждет возрождение, а единственная в мире плавучая атомная электростанция«Академик Ломоносов», разработка нового золотоносного месторождения«Песчанка», связанные с этим модернизация аэропорта и морского порта всего лишь первые ласточки в новом витке развития Арктики!!! В Певеке провели полноценную дневку 14 марта, отметились у пограничников(хотя не совсем понятно зачем, ведь с июня 2018 года регистрация отменена). Днем, пока ребята проводили ТО транспорта, что-то подкручивали и подваривали, посмотрели городок, сходили в краеведческий музей, с директором которого Викторией Юрьевной я ранее в 2017 г. познакомилась в Питере на выставке. Вот и получилось, что даже в далёком Певеке я встретила знакомого человека, Виктория Юрьевна провела нам небольшую экскурсию, а на память о музее подарила мне книгу с рисунками и рассказами о мамонтах. Вечером устроили небольшое застолье с местными деликатесами – нажарили дальневосточной наваги, купили подкопченного арктического гольца и магаданской красной икры(при чем в хозяйственном отделе магазина – это Арктика). Заглянул на огонек метеоролог Дмитрий Аркадьевич, так за разговорами, да вкусностями очень душевно провели время. Хотелось остаться еще хотя бы на денек и побольше пообщаться с местными, уж больно обстановка располагала, но все чаще в разговорах появлялось упоминание про«южак», так что решили ехать как только Тойотушки отдохнут и наберутся сил. Вот и сейчас находясь на другом конце Арктики у Белого моря, с особой теплотой вспоминается время проведенное в Певеке и хочется вернутся:). 15 марта неспешно завтракаем, подъедаем бутеры с икрой, картошечку с олениной и собираемся в обратный путь. В 11-38 час. стартуем из Певека, метеорологи дают добро, но предупреждают, что уже к вечеру Певек может накрыть тот самый южак, характерный именно для Чаунской губы. На одном дыханье проезжаем ледовую дорогу, светит солнце, открываются чудные виды на сопки и кажется такой дороге нет конца, но это Чукотка. И как только мы съезжаем на отворотку с указателем Билибино, все кардинально меняется. Появляются казалось бы из ниоткуда переметы и надувы, через метров 700 понимаем, что пока большегрузы не пробьют дорогу, делать нам там нечего, возвращаемся на развилку и встаём на ночёвку. Позже подъезжает МАЗ, но тоже не решается ехать в ночь, тем более до этого поступила информация, что один из грузовиков проломил наледь и дальше образовалась пробка. По утру 16 марта выезжаем на зимник по следу МАЗа, колея глубокая, пробуем проехать с цепями и лопатами, пропускаем вперед ещё два Урала, и очень медленно двигаемся вперёд, проехали около 2 км за 2 часа. Тут нас нагоняет ещё три большегруза, два из которых берут нас на буксир и дотягивают до наледи, примерно 4 км. Наледи проходим без проблем и в скором времени оказываемся на насыпной дороге, но к этому времени усиливается поземка, пуржит и мы медленно пробиваемся через заносы, в итоге на очередном затяжном подъёме видим стоящий в стороне от обочины трактор дорожников — Кальмар, а проезжающий мимо дальнобой говорит, что должны вернуться дорожники и починить у него колесо. Смысла дальше ехать нет, ждём либо Кальмара, либо попутного дальнобоя. Минут через 20 появились дорожники, ещё мин 40 и выдвигаемся за Кальмаром, а через 30 км встаём пуржить на пикете дорожников. Вот так, несмотря на ранний выезд 16 марта в 07-10 час., за день мы проехали всего 74 км, и оказались у дорожников в районе 19 час. Ветер местами до 30 м/с просто сдувал с ног и шатал авто. Это к вопросу о погоде и состоянию дороги, как все-таки повезло с погодой по дороге до Певека, когда от Билибино до аэропорта Певека расстояние в 480 км проехали за 17 час!!! И вот на календаре уже 17 марта и третий день как мы выехали из г. Певек, в общей сложности за эти дни прошли около 300 км, да и при всем желании не смогли бы больше. Весь день«пуржили» у дорожников, которые предоставили нам один из балков – теплый вагончик с двумя комнатами, электричеством и умывальником, читали, пекли блины и занимались ничего не деланьем. А еще у них был теплый туалет и баня, чем мы не преминули воспользоваться. Утром следующего дня ветер подтих, два Кальмара провели расчистку территории или просто разминались, вахтовка уехала на разведку, а мы в нетерпении ждем команды«Старт»! И вот 18 марта в 09-22 час. наш Кальмар выехал на расчистку дороги в сторону с. Илирней, что ж мы уже давно собраны и готовы к новому броску в покорении зимника, ведь впереди ещё не один сложный участок дороги. Стартуем в 09-24 час. Проехали за Кальмаром 35 км до своротки на с. Илирней. Заехали в магазин, подкрепились и в 12-36 час. выезжаем в сторону Билибино. Объезжаем стороной наледь, доставившую нам ранее определенные неудобства. Вначале дорога не кажется такой убитой, как в прошлый раз, но это зимник, а значит нельзя расслабляться! Кочек по сравнению с дорогой туда, стало значительно меньше, но вместо них появились глубокие снежные борозды, машины шли то полубоком, а местами казалось еще чуть-чуть и угол наклона будет критическим, то периодически вязли в снежной каше, а еще под вечер у прицепа с пробелом в карме отпала задняя стенка с номером, так что пока искали, пока пробивались дальше до Билибино не доехали, ночевали км в 40 у своротки на Кепервеем. Нам в очередной раз казалось, что вот он свет в конце туннеля, что дальше не спеша протрясемся по знакомым кочкам, тщательно проработаем мышцы стабилизаторы и расслаблено доедем до Черского, где нас ждал редактор местной газеты Алексей Дмитриевич. В таком настроении нас застало утро 19 марта, взбодрила чашечка свежезаваренного кофе и в 08-15 выехали в сторону Билибино. В десятом часу утра были уже на месте. Немного статистики: от Билибино до Певека мы доехали за 17 час., а из Певка до Билибино, тоже расстояние преодолели почти за 4 суток, вот вам и Арктика, а всего то пару дней ветра со снегом и можно забыть про дорогу, остаются только направления!!! # Цены в г. Билибино или не говорите, что мы плохо живем! Готовые к любым ценам и жаждущие пополнить запасы в боевом настроение приехали в г. Билибино, но первый же магазин наш пыл подостудил, сейчас поймете почему):«Доширак в стаканчике 125 руб., яйца от 250 руб. до 370 руб. за десяток, вода газированная Билибинская 1,5 л.(в Певеке стоила 50 руб., здесь 100?!(Как так?!) и купить ее можно только в муниципальных магазинах, вот она большая страна контрастов), морковка мытая поштучно завернутая – 600 руб. за кг., просто мытая 420 руб. за кг, молоко — 240 руб. литр, сыр Российский – 1400 руб. за кг, апельсины – 600 руб. за кг, вода газированная 1,5 л – 190 руб. Часть продуктов можно купить с уценкой, поскольку пока они доезжают у них заканчивается срок годности, так у нас появились печеньки несколько видов, включая орешки со сгущенкой, зато они не крошились ;). При этих ценах, средняя зарплата продавца – 35 тыс. рублей! Из хорошего, все-таки есть список продуктов с дотацией от государства, например: оленина на кости – цена за кг 245 руб., тушенка из оленины – очень вкусная, банка 325 гр. стоит 140 руб., но продается она только в муниципальных Универсамах, там же можно купить соленого чира в вакууме, местные варено-копченные колбасы из оленины, без всяких ГМО в район 800 руб. за кг(кстати колбаса вкусная, чувствуется что натуральная и минимум ингредиентов), нам еще досталась нерка соленная последний кусочек, тоже отличного качества.» В г. Билибино сходили в местный музей, подзакупились, заправились и в 12-25 час. и выдвинулись в сторону пгт. Черский. Через 5 час неплохой дороги, переговорив с дальнабоями, решили ехать по«официальному» зимнику, тот по которому ехали до Анюйска сказали не чищен и в переметах. По дороге нам встретились те самые МАНы, которые мы видели 7 марта на одном из перевалов, когда выехали на зимник Арктика, прошло уже 12 дней, а они только подъезжали к г. Билибино, получается за это время они преодолели максимум 1400 км. В начале шестого съезжаем на верхний зимник в сторону Черского предвкушая скорую дорогу, расстояние то всего 82 км. Первые километры проезжаем быстро, пока не начинаются подъемы, колея, ветер и переметы, на которые вначале и не обращаем внимания, а зря! Нас догоняют два МАЗа бензовоза, грустно смотрят на нас, берут нас на буксир со словами, что дотянем до верха, а дальше уж сами, и по отечески советуют вернуться, так как самое интересное начнется потом и будет затяжной перевал«Родинка», в который возможно и они не въедут. Вот тут и началось…Протащив пару километров МАЗы нас отцепили, но не надолго, видимо понимая что теперь мы были в одной связке и не бросать же нас в сугробе, в итоге они как старшие и сильные взяли шефство над своими младшими собратьями, за что мы им премного благодарны! Лесные участки с хорошей дорогой проходили своим ходом, а открытые с колеей и переметами цеплялись за наши добрые МАЗики. Ближе часам к 9 вечера вся наша колонна упёрлась в раскорячившийся в овраге КАМАЗ длинномер, который не мог пройти небольшой овражистый подъем. В итоге его вытащил другой большегруз, но простояли мы там часа 1,5. Стемнело, как-то резко похолодало до -36 и вот мы добрались до того самого перевала, где снова цепляемся к МАЗу. Тут время просто стало казаться вечностью, МАЗ медленно, иногда по 5-10 см в раскачку продвигался вверх, периодически сдавая назад, было ну очень неуютно, особенно когда такая махина накатывает на тебя сверху, но иначе он не мог тронуться. По ощущениям, самый крутой участок подъёма км 1,5 мы ехали около 2 часов, а в одном месте казалось, что силы покинули даже могучий МАЗ, он на одном месте буксовал мин 20-30. Даже не представляю, чтобы было, если б он не смог въехать и начал сдавать назад. В результате 80 км мы ехали 8,5 час! В Черский въехали в 02-20 час., заночевали на территории АЗС. Лично по моим ощущениям — это был самый лютый день экспедиции по зимнику Арктика, до сих пор перед глазами — ночь, мороз с ветром, гора и бензовоз метрах в 10 сдающий задним ходом. Утром 20 марта заправились, заехали к главному редактору газеты«Колымская правда», пообщались, узнали последние новости, в том числе про короновирус, который и в наши планы внес свои корректировки. Редактор газеты спешил в церковь, оказывается приехал священник, тот самый про которого ранее упоминала вместе с МАНами. В районе 12-00 час. выехали в сторону Среднеколымска. Первые 210 км по р. Колыма просто шикарный бродвей, погода солнечная, по берегам видно много добротных рыбацких и охотничьих изб. Съехали с реки в 16-10, скорость упала до 20-30 км/час, и через 5 час добрались до избы на р. Чукочья(приметили ее ещё по дороге туда). Устроили праздничный ужин, нажарили оленины, натушили овощей, достали соленого чира и насладились простыми житейскими радостями, так как основная наша жизнь проходит в авто. Мы тут и спим, и едим и едем. Среднее время в дороге и движении 13-14 час., на улице не жарко, ночью в районе -30 и ниже, расстояние мерить км бессмысленно, все в часах, сколько получится, столько и проедешь. Но это экспедиция, а не авто путешествие на расслабоне, да и никто и не обещал лёгкой прогулки! Вот уже 7 день как мы выехали из Певека, на календаре 21 марта, в 08-10 завтракаем и едем дальше. Дорога есть, но настолько она трясучая и медленная, пейзаж однотипный, много горелого лиственничного леса, что к вечеру все начинают смотреть на часы, когда же ночёвка, подрастрясло. В 21-45 встаем на ночевку км за 40 до Среднеколымска, за 13 час мы проехали 280 км, на сухом языке цифр это получается 21,5 км/ час. Николаич очень емко на вечернем курултае охарактеризовал текущий день одним словом —«опустошенность». 22 марта ранний подъем, завтрак — супчик и едем дальше. В Среднеколымске, закупаемся, берем рыбки, местный деликатес – макс(печень налима в желудке) и узнаем про авиабилеты для Владимира, так как становится очевидно, что к 25 марта доехать до Якутска не получится. В районе 12-00 час. выезжаем в направлении пгт. Зырянка. Петляем по зимнику, проложенному исключительно в обход всех рек и озёр, в отличии от Нижнеколымского района, где по возможности зимник идёт по водным артериям, что облегчает движение. За день проехали около 200 км. По дороге много звериных следов. Видели красивого рыжего лиса и смешную шкодливую шоколадного цвета норку, которая с усердием тащила небольшую банку по сугробам, бросила увидев нас, потом вернулась и смешно запрыгала по снегу, словно играя, то роняя то поднимая банку. Были ещё следы волка, росомахи и две собаки, у одной из них был такой печальный вид, что банка тушёнки из оленины была отдана без особых раздумий. Ночевали уже как обычно в машинах, км в 160 от Зырянки. К этому моменту ритм экспедиции уже окончательно сформировался: подъем в районе 7 утра, завтрак – кофе и супчик, выезд в районе 8 утра, по дороге – колбасный перекус, часов в 5 пельменная остановка, она же ужин, остановка на ночлег между 21 и 22 час., перекус и курултай ;). До Зырянки добрались 23 марта ближе к 16-00 час., Владимир купил билет, до Якутска летает самолет АН-24. Спасибо приветливому кассиру Алле, все рассказала, узнала про гостиницу. В итоге ночевали в той же общаге по 650 руб. с чел. Несмотря на ветхость номеров и обстановку, главное был душ, туалет и место, где приготовить. Для нас эти номера казались вариантом люкс)! Утром 24 марта попрощались с Владимиром, пожелали ему хороший дороги и выехали в направлении с. Сасыр. Дорога хоть и не сильно, но изменилась, плюс прекрасная солнечная погода, синее небо и великолепные снежные горные пейзажи бодрили, вносили умиротворение в состояние души и тела. Так и добрались к вечеру до парковки у с. Сасыр, где и заночевали. И вот уже 25 марта — последний рывок про зимнику в сторону большой земли, проходим наледи и три перевала по хорошей погоде, даже не хочется думать чтобы тут было, еслиб запуржило. Дима считает последние километры до хорошей дороге, а мне немножко грустно покидать этот затерянный суровый мир бездорожья и вот в 18-30 мы выходим на«0» км – прощай зимник«Арктика»! В 19-45 добрались до Усть-Неры, правда, заночевать в том же гостевом доме на получилось, все занято. Ночуем в машинах у сервиса, поскольку на 26 марта запланировано плановое ТО авто. С утра все графику – масло заменили, что нужно подкрутили и в 12-20 час. проехав плакат«Усть-Нера – горячее сердце на полюсе холода» выехали на трассу«Колыма». Дальше было еще пять дней пути, пробег по Якутии, Амурской области, Забайкальскому краю и 30 марта добрались до г. Улан-Удэ проехав за эти дни больше 4 тыс. км по трассам –«Колыма»,«Лена»,«Амур». Какая же она огромная и разная наша страна, тундра сменилась холмистой местностью, как-то резко исчез снег и началось степная зона, и куда-то исчезли температуры за минус 30!?! Переночевали в тепле недалеко от аэропорта Улан-Удэ и утром 31 марта моя часть путешествия на Чукотку завершилась, оставалось в свете пандемии добраться до Карелии, что прошло в штатном режиме и без накладок. Ребятам же еще предстояло провести в дороге несколько дней, но и они 2 апреля благополучно добрались до точки страта и вернулись в г.Барнаул. Прежде чем завершить отчет о путешествии, вспоминая все пройденное и прожитое хочу выразить благодарность всем участникам и встречающимся на нашем пути добрым людям, и конечно отдельно отметить их, ставших такими дорогими и родными — Дмитрия Сергеевича и Игоря Николаевича, настоящих мужчин с огромной выдержкой, терпением и силой воли!!! Именно благодаря им мы получил возможность увидеть этот затерянный суровый край, это они готовили машины, они сутками крутили руль, слушали и исполняли наши хотелки, договаривались с жильем, топливом, ремонтировали машины и ехали, несмотря ни на что!!!